Социологи Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru в очередной раз рискнули задать людям "неудобные" и неприятные вопросы. У посетителей портала — активных работающих россиян, пользователей интернета, социологи спросили, на какие средства они планируют жить, когда достигнут пенсионного возраста. Большой радости ни сам опрос, ни его результаты не вызвали.
Россияне заранее готовятся к худшему: что синонимы у слова "пенсия" — нищета и беспомощность. Что на государственные выплаты прожить они не смогут, поэтому хочешь-не хочешь, а придется даже в глубокой старости искать подработку или постепенно тратить свои накопления. 30%, то есть почти каждый третий участник опроса (отметим, что это активные люди, имеющие работу или настойчивые в ее поисках) уверен, что на государство в данном случае лучше не рассчитывать. Особенно часто такую точку зрения высказывали люди старше 45 лет (среди них 42% выбрали этот ответ). Молодежь более беспечна — среди опрошенных россиян в возрасте 25-34 лет так думают 22%, то есть всего лишь каждый четвертый-пятый.
"Если будет здоровье, буду работать, так как, скорее всего, пенсия будет совсем маленькая: работаю в фирме, которая не делает отчислений в ПФР"; "Детей нет, на государство надеяться смысла нет, негосударственным пенсионным фондам не доверяю, сам пока ничего не сберег. Вот и остается работать до самой смерти", — комментируют респонденты.
Причем мы становимся (поневоле) все более и более трудолюбивыми. Как тот герой Оруэлла, который твердил, что "мы будем работать еще упорнее". Доля тех, кто источником будущего дохода на склоне лет видит не пенсию, а зарплату, увеличивается с каждым годом — 23% в 2009 году, 25% — в 2010, 27% — в 2011. Социологи заключают, что это, по всей видимости, результат снижающегося доверия к государственной пенсионной системе, где "правила игры" постоянно пересматривают.
Только на государственную пенсию планируют жить 17% россиян. Чаще остальных так рассуждают респонденты старше 45 лет (22%). Кстати, и этот показатель год от года только растет (в 2009 году таких было всего 7%). "Считаю, что за время до моей пенсии в нашей стране все может кардинально измениться", — надеются опрошенные.
Столько же наших сограждан (17%) собираются жить на личные сбережения. Это меньше, чем в предыдущие годы (21% в 2011, 33% в 2009). Видимо, за кризисные годы "кубышки" у многих опустели, а руки — опустились. "Надо надеяться только на себя и к моменту выхода на пенсию иметь сбережения для достойной пенсии", — рассуждают опрошенные. Особенно оптимистично настроена молодежь: среди респондентов до 34 лет успеть сколотить капитал до пенсии надеются 23%, тогда среди как респондентов старше 45 — лишь 10%.
На поддержку детей в старости рассчитывают только 4% россиян. "Сын хорошо зарабатывает, поможет"; "На кого еще опереться, если не на самых близких?" — рассуждают они. Но такие оптимисты в явном меньшинстве.
Еще 3% надеются на средства, вложенные в негосударственные пенсионные фонды. "Конечно, больше надежды на детей, но и самому о будущем подумать не мешало бы"; "Не панацея, но все-таки у негосударственных пенсионных фондов доходность выше", — считают россияне. Такая точка зрения распространена среди молодежи до 34 лет (5%), тогда как среди респондентов старше 45 ее разделяет лишь 1%.
При этом надежда на негосударственные пенсионные фонды слабеет с каждым годом — в 2009 прожить на вложенные в них средства планировали 7%, в 2010 и 2011 — по 4%.
Другие источники дохода на пенсии назвали 7% россиян: "Доход от сдачи в аренду недвижимости"; "Личный бизнес — единственный способ достойно провести преклонные годы и старость".
Затруднились назвать свой главный источник дохода на пенсии 22% опрошенных: "С ужасом жду этого — на государство надежды нет!"; "Реформы ни к чему хорошему не приводят".
В общем, доживем — увидим. Большой радости пенсионное будущее гражданам не внушает. Но и на свои силы они еще надеются. Как раз тот случай, когда "государство — это мы", хотя не очень-то и хотелось.
Журналист портала ГИПОРТ.РФ Анастасия Загрядская