Какие ПК нужны в корпоративном сегменте? Так назывался недавний опрос читателей PC Week/RE. Представление об “обобщенном портрете” респондентов, проявивших интерес к этому опросу, дает распределение их ответов на вопрос “Сколько примерно автоматизированных рабочих мест насчитывает ваше предприятие?”. Вот как выглядит это распределение:
менее пяти — 8,3%;
от 6 до 25 — 13,4%;
от 26 до 50 — 14,4%;
от 51 до 100 — 15,5%;
от 101 до 500 — 25,8%;
свыше 500 — 22,6%.
Прежде всего мы поинтересовались у наших респондентов, ПК какого типа в настоящее время используют сотрудники их предприятия для работы. Оказалось, что, несмотря на все разговоры о наступлении эры мобильного образа жизни и “мобилизации” рабочих мест, настольные ПК по-прежнему применяются очень широко. Их используют организации, в которых работают свыше 90% наших респондентов. Далее (по степени распространенности) идут ноутбуки (72%), смартфоны (23,7%), планшеты (19,5%), моноблоки (19,5), терминальные станции (17,5%) и трансформеры планшет/ноутбук (3%). Отметим весьма высокий процент моноблоков и очень низкий процент трансформеров.
Что же касается соотношения между настольными ПК и моноблоками, то многие известные вендоры хотя и отмечают, что спрос на моноблоки растет очень быстро, но в количественном выражении на один проданный моноблок все ещё приходится около десяти десктопов. Аналогичные оценки приводят специалисты ITResearch: “В 2012 г. в России было продано 14 млн. компьютеров… Десктопов было продано 4660 тыс. штук, а ноутбуков 9370 тыс… Растущий кластер на этом рынке — компьютеры-моноблоки (AIO), которые за год выросли на 48,4% и достигли 9% сбыта настольных ПК…”. В то же время из нашего опроса следует, что уже сейчас моноблоки распространены лишь в шесть раз меньше, чем десктопы.
А вот распределение ответов наших респондентов на вопрос: “Какой набор рабочих инструментов является предпочтительным для сотрудников вашей организации?” — показывает (см. рис), что хоронить десктопы еще рано.
Очень интересным оказалось распределение ответов наших респондентов на вопрос “Как вы оцениваете перспективы использования в корпоративных условиях компьютеров с сенсорными дисплеями?”. Свыше половины (51%) полагают, что в корпоративном сегменте такой функционал будет мало востребован (видимо, это одна из причин относительно низкого спроса на сенсорно-ориентированную ОС Windows 8). Однако примерно каждый пятый (21,6%) считает, что переход к такого рода устройствам неизбежен. Остальные респонденты затруднились ответить на этот вопрос. Впрочем, как известно, аппетит приходит во время еды. Поначалу и у экранного интерфейса было меньше сторонников, чем у командной строки…
Концепция “принеси на работу свое устройство” (BYOD), как известно, нравится не всем работодателям. Поэтому один из вопросов нашей анкеты был сформулирован так: “Допускается ли в вашей организации использование для работы личных устройств сотрудников?”.
Самый распространенный ответ на этот вопрос (35%) выглядел так: “Допускается при соблюдении корпоративных политик”. Ещё 34% отметили: “Допускается” (видимо, без всяких ограничений). Однако свыше четверти респондентов (27%) сказали: “Не допускается, все необходимые для работы инструменты предоставляются ИТ-службой”. Был и такой вариант ответа: “Такая практика приветствуется” (его выбрали 3% респондентов). Отметим лишь, что во всех этих случаях речь идет о доступе сотрудников с их мобильных устройств не к Сети вообще, а лишь к корпоративным ресурсам: базам данных, почте, календарю и т. д.
Был в нашей анкете и такой вопрос: “Намерена ли ваша организация использовать решения для разделения корпоративной и персональной сред на личных устройствах сотрудников?”
На него 74% респондентов ответили: “Пока таких планов нет, или они нам не известны”. В то же время 13,4% опрошенных сказали: “Мы уже используем такие решения”. Еще 9,3% респондентов отметили: “Планируется внедрение такого решения”. Среди других ответов встречались такие: “Думаю, такая задача рано или поздно будет поставлена”, “Руководство о таких решениях ничего не знает и ничего в них не понимает”. Ну и ещё ряд высказываний подобного рода. Впрочем, руководство не всегда делится с подчиненными своими планами и не всегда докладывает им о том, что знает и чего не знает. Так что уже через год-два распределение ответов на вопрос: “Намерена ли ваша организация использовать решения для разделения корпоративной и персональной сред на личных устройствах сотрудников?” — может быть совсем иным. Ведь уже есть персональные устройства, в которых решение данной проблемы поддерживается на аппаратном уровне.
Один из наших вопросов звучал так: “Чем руководствуются в вашей организации при закупке новых рабочих инструментов для сотрудников?”. Вот как выглядит распределение ответов на этот вопрос:
функциональностью (66%);
ценой (60,8%);
совместимостью с ПО, необходимым для поддержки бизнес-процессов (57,7%);
производительностью (43,3%);
пожеланиями сотрудников (27,8%);
поддержкой функций безопасности (24,74%);
другими критериями (2%).
Среди других критериев была названа “цена владения”. Печально, что этот критерий попал в 2%-ный сегмент. Ведь первоначальная стоимость рабочего инструмента и общая цена владения этим инструментом (TCO) иногда очень сильно отличаются друг от друга. Печально и то, что “цена инструмента” чаще важнее, чем его “совместимость с ПО, необходимым для поддержки бизнес-процессов”. Поэтому замечание одного из наших респондентов о том, что “закупки производятся по тендерам, и, как правило, результат далек от первоначальных пожеланий”, не выглядит каким-то маловероятным исключением из правил. Рискну предположить, что это скорее правило, чем исключение из него.