800 тысяч госслужащих США отправились в бессрочный неоплачиваемый отпуск. Большинство правительственных учреждений и объектов простаивают. Но потратить образовавшееся свободное время на культурный отдых американцы тоже не смогут: национальные парки и музеи закрыты для посещения.
Туристам только и остается, что фотографироваться с табличкой, на которой черным по белому: "Все мероприятия в музее отменяются. Правительство не работает".
Музеи Смитсоновского института — самая большая доступная сеть подобных заведений в США. В нее входят 19 галерей и музеев, которые ежегодно принимают около 30 миллионов посетителей. Обычно вход бесплатный. Сейчас входа нет — все двери на замке.
Семья Джеф прилетела из Австралии. "Мы хотели посетить музеи, сходить в Белый дом, другие правительственные здания, а они все закрыты, — рассказывает Филас Джеф. — Очень обидно".
Американские ветераны слетелись в Вашингтон со всех концов страны посмотреть мемориал Второй мировой войны, а увидели металлический забор. Парки тоже закрыты из-за срыва финансирования.
"Я вот думаю, мы за что воевали? Раньше я понимал, а теперь что-то не очень, — признается ветеран Бенджамин Джойнер. — Что политики там творят? Никто не может договориться. Они гробят страну".
Ветераны (многим — под 90 лет) на инвалидных колясках едва не начали штурмовать заграждения, но здравый смысл возобладал, и полицейские пустили к мемориалу всех желающих.
Между тем, федеральным служащим — даже при всем желании — на работу выходить нельзя. Более того, строго-настрого запрещено проверять служебную электронную почту. Прочитаешь хоть одно письмо — могут уволить (в соответствии с законом, который вступает в силу во время бюджетного кризиса).
Ведомства подумывают на время забрать у сотрудников рабочие смартфоны, пока же проинструктировали просто их выключить. Многие офисы в Вашингтоне сегодня пустуют совсем, где-то — как, например, в здании министерства энергетики из почти 14 тысяч сотрудников оставили тысячу, тех, кто отвечает за состояние ядерных реакторов АЭС.
Немноголюдно сегодня и в штаб-квартире НАСА. Все сотрудники отправлены по домам, в офисе работают лишь диспетчеры, которые обеспечивают безопасность орбитальной группировки. Сообщалось, что кризис федерального правительства добрался и до красной планеты — якобы Марсоход Opportunity на время перевели в спящий режим. В НАСА эту информацию вскоре опровергли, а вот космический телескоп Hubble, и правда, не будет поставлять данные с орбиты, пока на земле деньги не переведут — кому следует.
Нику повезло — вышел на работу как обычно. Он — не федерал, а сотрудник коммерческой подрядной организации, работающей на правительство. А вот знакомые бюджетники не находят себе места. И хотя в 1995-м после точно такого же кризиса зарплату выплатили, сейчас американские бюджетники понимают: это было так давно, и в нынешних экономических условиях уже кажется неправдой.
"В 1995 экономика была в хорошем состоянии, были деньги, — напоминает Ник Лукьянофф. — И понимание, что Конгресс неправ. Люди пострадали ни за что, и зарплаты надо выдать. Сейчас у нас — огромный дефицит. А потому вполне могут сказать: "Вы это время не работали, за что вам платить?"
В разных городах Америки прошли первые акции протеста. С единственным требованием — "Дайте нам работать".