Министерство финансов России, работающее над рядом проектов по "деофшоризации", инициированной президентом Владимиром Путиным в 2012 году, собирается признать налоговые гавани российскими резиденциями. В этом случае, как сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов на слушаниях в Совете Федерации в четверг, отечественным компаниям, работающим в России, но зарегистрированным за рубежом, придется платить налоги внутри страны, пишет газета "Коммерсант".
Правда ввести этот порядок планируют не раньше 2015 года: с другими ведомствами согласований пока не было, налоговые эффекты еще только предстоит оценить. Нет даже точных данных, сколько сегодня таких компаний.
Некоторые из поправок в законодательство практически готовы (речь идет о международном сотрудничестве в сборе налоговой информации в рамках соглашений ОЭСР), другие – пока что на стадии разработки.
Понятие налогового резидентства Минфин должен был рассмотреть к концу этого года, а равным образом разработать механизм налогообложения прибыли иностранных компаний. Однако из доклада следует, что готовых к внесению поправок пока нет.
Как считает Сергей Шаталов, ввести понятие "налоговый резидент" можно довольно быстро, но проблема в том, что сегодня на практике его используют только в отношении физических лиц, а когда говорят о юридических, применяют термины "иностранная компания" либо "российская компания". Если сформулировать задачу для законодателей, то им всего лишь нужно уточнить один момент: если компания зарегистрирована за рубежом, но основные активы и основные операции проводит в России, то и налоги платить она обязана в России же.
Угрозы, впрочем, несложно избежать, отмечает в этой связи газета "Ведомости". Эксперты пояснили изданию, что для многих российских холдингов, которые неумело маскируются под иностранные, инициатива Минфина, конечно, может стать большой проблемой, но это общемировая практика. Во всем мире компания считается резидентом страны, где физически заседают члены совета директоров, например на Кипре.
Сейчас, напоминает газета, предприниматели часто владеют российскими активами через юрисдикции, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. Среди наиболее популярных — Кипр и Нидерланды. Через них финансовые потоки перетекают в офшоры с минимальными налоговыми издержками. Например, при переводе 1 млн долларов дивидендов из России в офшор через Кипр придется заплатить 50 тыс. долларов налогов при установленной соглашением ставке 5% , а напрямую — 150 тыс. долларов (15%).