Забытый было предкризисный звонок прозвенел в российской туротрасли — средняя стоимость тура в пересчете на одного человека за год сократилась вдвое — с 1500-2000 до 750 долларов.
Так, в 2011 году, по подсчетам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, планировавшие свой отдых россияне тратили на путевку от 600 до 1200 долларов, в 2012-м траты достигли потолка в 2000 долларов, однако начиная с апреля 2013 года наметился тренд к снижению расходов на путешествия.
"Туристы стали осторожнее расходовать средства на отдых. Около трети из них старались приобретать туры стоимостью не выше 750 долларов на человека, то есть 30% ушли в дешевый сегмент. Это предкризисные явления, такого не было с 2009 года", — признала Ломидзе.
Сократилось и число россиян, которые приобретали дорогостоящие туры (свыше 2500 долларов), однако незначительно, на 3-4% — до 22-23%, передает ИТАР-ТАСС.
Несмотря на такую осторожность в расставании с деньгами, многие россияне перестали планировать поездки на долгосрочный период, предпочитая покупать туры в безвизовые страны в последний момент в надежде на горящие предложения. "В 2012 году мы говорили о том, что покупка в последнюю минуту вышла из моды. В этом году она снова популярна как никогда", — констатировала представитель АТОР.
На фоне таких изменений она прогнозирует уход с рынка в 2014 году ряда средних и небольших туроператоров. По ее словам, на рынке осталось примерно 20-25% компаний, начинавших бизнес в 90-е года, остальные не выдержали конкуренции и прекратили деятельность.
В условиях снижения расходов со стороны туристов обостряется конкуренция среди игроков рынка, и тут преимущество имеют крупные туроператоры, которые могут диверсифицировать бизнес и выкупать большие блоки мест. Для остальных естественный отбор заканчивается "исходом" с рынка.