"Порядка 75 миллионов молодых людей во всем мире не могут найти работу. При этом, согласно опросу, проведенному в рамках исследования, 72% образовательных учреждений считают, что их выпускники готовы к работе на начальных должностях в выбранной ими сфере деятельности", — сказал он, цитируя результаты исследования.
В то же время, всего 42% опрошенных работодателей ответили, что образование их сотрудников, принятых на работу за последний год, отвечает требованиям, которые предъявляются к их должности. Что касается самих выпускников, то только 45% молодых сотрудников считают, что их вуз адекватно подготовил их к работе, отметил Грозовский.
Опрос представителей образовательных учреждений, выпускников и работодателей был проведен в Бразилии, Германии, Индии, Мексике, Марокко, Саудовской Аравии, Турции, Великобритании и США.
По мнению Грозовского, главная причина такого несоответствия заключается в том, что образование "всегда отстает от потребностей общества, так как образование всегда традиционно".
"Например, советская система образования была настроена на передачу знаний и навыков, а не компетенций. В то же время, бизнес всегда высоко ценил именно направленность на формирование компетенций. Понимание того, что образование должно формировать компетенции, а не навыки, приходит постепенно", — считает Грозовский.
Именно из-за этого сегодня рынок столкнулся с расхождением между тем, что нужно компаниям, и тем, каким студент выходит из вуза. В результате, компании не могут найти специалистов, а выпускники не могут трудоустроиться, заключил он.
В свою очередь, исполнительный директор Российской коллегии аудиторов Наталья Мельникова обратила внимание на причины возникновения сложностей с трудоустройством у выпускников российских вузов.
"В разных странах по-разному понимают специфику образования. Однако современный мир достаточно открыт, чтобы транслировать лучшие практики в образовательном процессе на другие страны. Тем не менее, в российской системе образования есть свои особенности", — отметила она.
По ее мнению, направленность вузов на формирование практических навыков и компетенций у студентов уже появилась, однако преподаватели часто ждут, что выпускники будут получать эти навыки на различных дополнительных тренингах.
"Выход в этой ситуации может быть один: работать надо, в первую очередь, с самими преподавателями. Именно у них должны быть сформированы практические навыки, которые они потом смогут передать студентам", — пояснила Мельникова.
В качестве примера успешного взаимодействия работодателей, преподавателей и экспертов финансовой сферы региональный директор CIMA (Charted Institute of Management Accountants — Институт присяжных бухгалтеров в области управленческого учета) Дэвид Роусби привел модель подготовки специалистов управленческого учета CIMA.
"Профпригодность и перспективы карьерного роста студентов и членов CIMA — основа бизнес-модели института. CIMA постоянно взаимодействует с работодателями, научными работниками и экспертами финансовой сферы, поэтому четко понимает ту роль, которую играют в бизнесе финансовые специалисты", — сказал он.
По его словам, именно исходя из тех компетенций, которые работодатели ожидают от квалифицированных специалистов управленческого учета, была разработана новая учебная программа CIMA и новая система оценки, точно определяющая уровень овладения этими компетенциами.
"Учебная программа основывается на масштабном исследовании, проведенном CIMA среди более чем 200 организаций в 13 странах Азии, Африки, Европы и США.
Также был проведен опрос 3000 респондентов по всему миру. Работодатели определили самые важные качества финансовых специалистов: это знание основ бухучета и финансов, предприимчивость, навыки работы с людьми и лидерские черты характера. Результаты опроса стали важным ориентиром при разработке содержания учебного плана", — заключил Роусби.