Виды и этапы проведения торгов
В зависимости от формата проведения, специфики торги классифицируют на несколько видов:
- государственные – процесс проведения регулируется ФЗ №44 от 05.04.2013, организатор – госучреждения, органы власти. Разработана строгая система планирования, учёта, нарушение установленного алгоритма невозможно;
- организованные юридическими лицами – действуют согласно нормам ФЗ №223 от 18.07.2011, их проводят государственные корпорации, монополии, муниципальные и госпредприятия, общества, где доля участия субъекта РФ составляет не меньше 50%. Заказчик сам создаёт предложение, условия тендера, критерии оценки участников;
- коммерческие – такие торги организовывают частные структуры, руководствуясь внутренними документами, они вправе самостоятельно определять ход и правила проведения. Такой формат позволяет существенно сэкономить, создать здоровую конкуренцию.
Формирование и поддержание честных партнёрских отношений – основополагающее условие успешного сотрудничества. Согласно законодательству, во время проведения аукциона запрещено создавать преимущества для любого участника, давать доступ к секретной информации, нарушать установленный порядок определения победителя, участвовать в конкурсе самому организатору, заказчику, их сотрудникам.
Процедура проведения тендера зависит от его вида, формата, целей, сроков. Среди базовых этапов выделяют такие:
- Формирование списка заданий, формата компаний-участников.
- Создание приглашения к участию (брифа).
- Выбор предприятий, которые могут участвовать, распространение информации о проведении аукциона.
- Уточнение позиций – участники запрашивают дополнительные сведения, заказчиком рассматриваются предварительные заявки, готовится итоговая документация.
- Презентация предложений от поставщиков.
- Окончательный отбор компаний-конкурсантов.
- Объявление победителя, подписание с ним договора.
Как стать победителем тендера
- тщательная подготовка документации (заявка с логичным текстом без сложной терминологии);
- соответствие условиям, требованиям организатора тендера;
- предоставление гарантийных обязательств (таким образом получится обратить внимание заказчика, создать положительную репутацию).
Новичкам лучше сразу выбрать куратора-профессионала, который укажет на типичные ошибки, разъяснит многие практические моменты. Чтобы избежать трудностей при участии в торгах, эксперты советуют пользоваться услугами сайтов-агрегаторов, где собрана актуальная информация о тендерах, внимательно изучать условия, документы, мониторить их актуальность и быть готовым к выполнению заявки.
Анастасия Сибирская, ГИПОРТ (ML)