Хорошо, если вы опытный автомобилист и способны разобраться во всех формальных тонкостях и деталях ДТП. Но не всегда в такой экстремальной ситуации мы можем заставить взять себя в руки и действовать рационально. Даже если дорожно-транспортное происшествие обошлось без трагических последствий, даже незначительная царапина может повлечь за собой цепочку разбирательств. И это не зависит от того, оказались ли вы виновным или пострадавшим в ДТП — эти неприятности все равно вас коснутся.
В итоге сотрудники ГИБДД большую часть рабочего времени занимаются не организацией дорожного движения, а оформлением документов на месте аварий. Происшествия, повлекшие за собой лишь механические повреждения, где обошлись без пострадавших, могут быть оформлены участниками события самостоятельно. По крайней мере, это позволит избежать пробок на дорогах, сэкономить время водителей. Что касается более серьезных случаев, то здесь выход тоже есть. Сотрудника ГИБДД может заменить аварийный комиссар. Или, по крайней мере, взять на себя часть его функций.
В настоящее время в России широкое распространение получила деятельность независимых служб аварийных комиссаров.
Службы аварийных комиссаров, появившиеся в Петербурге еще в 1998 году, работают уже в 40 городах страны, еще в 10 городах готовятся их ввести.
В Петербурге службы аварийных комиссаров обслуживают более 90% ДТП (в Москве — только каждое 8-е происшествие).
Под термином "аварийный комиссар" (в практике применяется также — "страховой комиссар", "дорожный комиссар") подразумевается специалист, оперативно выезжающий на место происшествия, с целью объективной фиксации обстановки для дальнейшего выяснения причин произошедшего, а также, оказания консультационного и технического содействия, обеспечения безопасности дорожного движения, оптимизации документооборота.