Всем известно, что с 1 января 2008 года существенно ужесточена административная ответственность водителей за нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Административные штрафы увеличены в разы. Население страны в оценке произошедших изменений разделилось на два лагеря. Одни говорят, что предпринятые меры — шаг правильный, другие — утверждают обратное.
Сейчас, по прошествии полугода с введения повышенных штрафных санкций, можно сделать однозначный вывод: тенденция к уменьшению нарушений ПДД все-таки наметилась. Попробуем проанализировать опыт европейских стран в деле борьбы за безопасность на дорогах и привязать его к нашей российской действительности.
Ранее большое количество дорожно-транспортных происшествий наблюдалось и в экономически развитых
европейских странах. Остановило рост ДТП создание комплексной системы дорожной безопасности, включающей в себя и борьбу с коррупцией в органах, ответственных за организацию безопасности дорожного движения, и улучшение качества дорог и парковок, и повышение уровня материальной ответственности за нарушение правил дорожного движения. В настоящее время размеры штрафов за несоблюдение ПДД в этих странах неизмеримо выше, чем в России, даже в их нынешнем эквиваленте. И в европейских государствах с переходной экономикой (бывшие советские республики и страны Восточной Европы) величина денежного взыскания весьма ощутима для кошельков нарушителей правил дорожного движения. Например, в Венгрии штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора составляет до 200 евро. В Эстонии максимальный штраф за данный проступок равен 1200 евро (и это контраргумент против лиц, оппонирующих повышению ответственности за несоблюдение правил дорожного движения, ведь зарплаты в Эстонии ненамного выше среднероссийских и ниже московских), а за вождение в пьяном виде — 250 евро плюс лишение водительских прав на год, при повторном нарушении — права отбирают навсегда. В Чехии за проезд на красный свет светофора и в случае, если водитель не пропустил пешехода на «зебре», он поплатится 125-250 долл., за вождение транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения — 500-1000 долл., за заезд на пешеходную зону — 75-125 долл. Отсюда напрашивается банальный, но очевидный вывод: неотвратимый и эффективный административный штраф является базовым условием сокращения уголовных преступлений в результате ДТП.
Основной акцент в зарубежном законодательстве сделан на материальную ответственность нарушителей дорожного движения. Это не только большие штрафы, но и конфискация автотранспортных средств, лишение водительских прав, привязка количества и серьезности проступков к плате за обязательную годовую страховку автомобиля. Характерно, что тюремное заключение за вождение машины в пьяном виде предусмотрено не в странах третьего мира, а в демократичной Западной Европе. Например, в Великобритании пьяного водителя могут посадить на шесть месяцев при условии, что тот не попадал в ДТП, и лишить лицензии на вождение на один год. А если по его вине случилась авария с пострадавшими — закон предусматривает тюремное заключение сроком до 14 лет, штраф в размере 5 тыс. фунтов. Великобритания фактически лидирует в Европе по размерам штрафов и суровости наказания за нарушение дорожных правил. Немногим уступают ей Эстония, Венгрия, Франция, Германия. Список видов нарушений, за которые предусмотрены штрафы, законодатели постоянно расширяют. По статистике наиболее тяжкими проступками на дороге во всем мире считают превышение установленной скорости, вождение автомобиля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, проезд на красный сигнал светофора. За них практически повсеместно установлена наибольшая ответственность.
В европейских государствах наметился и новый подход к исчислению денежных взысканий за несоблюдение ПДД. Сумму штрафа там ставят в прямую зависимость либо от месячного оклада нарушителя (за вычетом налогов), либо от его годового дохода (за вычетом налогов). Для пенсионеров и других менее защищенных социальных категорий штраф исчисляют, исходя из минимального заработка, установленного в стране. Кроме того, от двух до десяти раз увеличены минимальные штрафы за особо опасные нарушения на дороге.
Водителям, которые платят наложенный на них штраф полицейским на месте (там, где это не запрещено законом) или в течение трех-семи банковских дней, размер штрафа снижают от 30 до 50 %. И наоборот, увеличивают сумму в два-три раза (за счет пени) в том случае, если правонарушитель не оплатил штраф в течение месяца и более.
В связи с этим не плохо было бы и в России ввести дифференцированную шкалу денежных взысканий, предусмотрев увеличение их размера в зависимости, например, от рыночной стоимости транспортного средства нарушителя. Нередко мы видим, как водители «крутых» иномарок беспардонно выезжают на полосу встречного движения, создавая аварийные ситуации, маневрируют, попирая правила, и не боятся ответственности за свои действия.
В Бельгии, Израиле, Испании, США за неуплату штрафа предусмотрена конфискация транспортного средства под залог или с уплатой за его хранение на штрафной стоянке, в Японии — лишение водительских прав. Во Франции, Германии, Италии, Испании, Турции и других странах водители кроме штрафа автоматически получают штрафные баллы в водительские права. Систему штрафов распространяют и на иностранцев.
В европейском законодательстве появился и такой состав правонарушений, как агрессивность на дороге (агрессивное вождение). Полагаю, и нам в России об этом тоже следует задуматься. Понятие данного термина пока еще до конца не определено, но суть его в таком поведении за рулем, когда оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения.
Обычно под агрессией на дорогах подразумевают последовательное нарушение сразу нескольких правил (маневрирование, объезд стоящих в заторе транспортных средств по встречной полосе, езда по обочине дороги, по тротуару, а также другие действия, при которых водитель проявляет явное неуважение к остальным участникам движения). Штрафы за подобный проступок устанавливают значительно выше, нежели за другие нарушения, а при повторном лихачестве — лишают водительских прав на срок до одного года (Германия, Дания, Латвия и др.). В Германии наиболее распространенным видом агрессивной езды является несоблюдение дистанции при движении, стремление согнать с полосы впереди идущую машину. Немецкий уголовный кодекс рассматривает подобное поведение как принуждение и предусматривает за него штраф в 250 евро, лишение водительских прав на три месяца, а если действия водителя привели к тяжким последствиям — лишение свободы на срок до пяти лет.
Как видно из приведенных примеров, в странах Запада законодатели по-прежнему озабочены безопасностью дорожного движения, но в отличие от России темой полемики там становятся более продвинутые задачи. У нас же обсуждают целесообразность усиления ответственности за превышение скорости или проезд на красный свет, что в Западной и Восточной Европе уже давно не вызывает никаких дискуссий, поскольку высокие штрафы за несоблюдение правил дорожного движения доказали свою эффективность. И как вообще можно выбирать между неудобством для водителей и человеческой жизнью?
При решении вопроса об увеличении ответственности за нарушение правил дорожного движения следует принять во внимание и такое обстоятельство. Число жертв ДТП в России в несколько раз превышает число жертв в Европе и США, хотя Россия (и Москва в частности) по уровню автомобилизации (количество машин на 1000 жителей) уступает европейским странам примерно в два, а США — в три раза. В современном мире степень автомобилизации выглядит следующим образом: на 1000 человек в Австралии приходится 640 машин, в Австрии — 630, в Бельгии — 580, в Германии — 620, в Польше — 515, в Финляндии — 500, во Франции — 590, в Швейцарии — 600, в Швеции — 514. В России: в среднем по стране — 233 автомобиля, в Москве — более 300. В США в среднем по стране уровень автомобилизации составляет 811 машин, а в мегаполисах — более 900.
У нас же высокие штрафы необходимо применять наряду с государственным и общественным контролем, а также с борьбой с коррупцией в ГИБДД. Ведь как ни крути, а высокое звание инспектора ДПС у нас до сих пор ассоциируется с инспектором-взяточником. И для того есть веские основания. Меня поймут те, кто видел парк личных автомобилей «стражей порядка на дорогах». А ведь заработная плата инспекторов ДПС даже в Москве составляет 10-12 тыс. руб. в месяц. Можно, конечно, предположить, что иномарки куплены в кредит, но, думаю, вряд ли кто в это поверит.
Невысокая заработная плата сотрудников ГИБДД — тоже звено (может быть, и самое главное) в цепи причин, порождающих коррупцию. В США предложить полицейскому взятку не придет в голову ни одному нарушителю дорожного движения. Мало того, что у него ее просто не возьмут, так за это еще и в тюрьму посадят.
Сделать так, чтобы инспектору было выгодно не брать взятки, а водителям — не выгодно нарушать правила, — вот основная задача, решив которую, можно рассчитывать на повышение безопасности на дорогах страны. Как этого добиться? Во-первых, еще более увеличить штрафы за несоблюдение ПДД, особенно ужесточив ответственность за грубые, порождающие ДТП с тяжелыми последствиями, нарушения. Во-вторых, увеличить в разы заработную плату сотрудникам ГИБДД, установив следующее правило: с каждого оформленного и приведенного в исполнение административного штрафа конкретному сотруднику ДПС идет определенный процент в виде премии. В-третьих, ужесточить ответственность сотрудников ДПС за взятки.
Таким образом, борьба с коррупцией в ГИБДД, резкое повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения, на мой взгляд, способны быстро сократить массовое истребление населения России, происходящее в результате преступлений на дорогах. Ежегодно в ДТП гибнет около 30 тыс. человек, что сопоставимо по численности с населением небольшого городка. Навести порядок на дорогах удастся только жесткими правовыми мерами, невзирая на лица (иначе в общественном сознании будет дискредитирована сама идея).
Рассматриваемая проблема касается всех, включая представителей власти и бизнеса. Ведь все они или их родственники появляются на улицах и дорогах в качестве водителей либо пешеходов. Помимо вышеуказанных способов правового регулирования данных ситуаций, снижения социальной напряженности и остроты социальных конфликтов, относительным восстановлением справедливости является установление адекватной юридической защиты потерпевших лиц путем подачи исков о возмещении морального вреда в порядке, прописанном в ст. 150, 151 ГК РФ. Однако полноценным и эффективным это направление будет только при кардинальном изменении судебной практики в данной области. Его основополагающими моментами должны стать обоснованные механизмы повышения компенсаций при причинении морального вреда в результате ДТП и прежде всего — в случаях гибели или причинения тяжких телесных повреждений потерпевшим, так как гибель близких или увечье потерпевших в дорожных происшествиях нередко внезапно выводит именно социально активную часть населения за скобки нормальной жизни. По причине слабости государственных институтов социальной защиты и мизерных размеров государственных пособий потерпевшие и члены их семей оказываются ущемлены и в материальном отношении.
В настоящее время анализ судебной практики показывает, что суды компенсацию морального вреда, причиненного источником повышенной опасности, определяют в размере от 5 до 70 тыс. руб. при нанесении легкого и средней тяжести вреда здоровью и от 70 до 110 тыс. руб. — при причинении тяжкого вреда здоровью. В случае гибели потерпевшего в пользу его родственников суды взыскивают компенсацию морального вреда в размере от 20 (при наличии грубой неосторожности потерпевшего) до 300 тыс. руб. Что поделать, если человеческую жизнь в нашем государстве ценят так дешево?
Источник: Журнал "Автомобили и цены"