"А здесь мы поставим бренд – логотип", — сказал Василий Васильевич, указав на макет.
Я подумала: “И как только не называют товарный знак…..”
“Товарный знак (логотип) и знак обслуживания — обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.” В российском законодательстве отражены два понятия: товарный знак (логотип) и знак обслуживания, но в жизни люди редко пользуются юридическими терминами, поэтому мы знаем такие выражения как: торговая марка, марочное имя, фирменный знак, торговый знак, эмблема.
История этого понятия уходит в века. Когда-то товарный знак назывался совершенно по другому. В древности для того чтобы отличать свою собственность от чужой, люди придумали специальные знаки принадлежности — тамги и тавро, которые выбивались на посуде, выжигались на шкуре животных, ставились на границах земельных владений. С развитием ремесел и торговли появились знаки, которые указывали на авторство. По нанесенному клейму можно было судить о качестве товара. Товарный знак помогал покупателю безошибочно найти изделие уже «знакомого» автора, среди многих других.
Качественные и красивые товары пользовались спросом у богатых людей. Авторы изделий становились известными. Со временем отношение к творениям великих мастеров изменилось. Люди стали приобретать изделия ради престижа. Иногда покупатель хотел, чтобы вещь, которую он приобретает, была индивидуальной, и мастера создавали изделие на заказ. Чтобы заказать необходимую вещь, покупатель выбирал только того мастера, которому доверял. Так происходит и сейчас.
Вряд ли вы отдадите в починку дорогую обувь сапожнику, которому не доверяете. И уж тем более, тщательно отнесетесь к выбору компании, которой доверите разработку фирменного стиля. Если вы доверяете брендинговому агентству, то всегда получите ожидаемый результат и наверняка не будете советовать профессиональному дизайнеру каким образом исполнить работу. Для разработки уникального фирменного стиля (в который входит товарный знак) у опытных специалистов есть все необходимое: знание технологий, навыки и опыт. А главное, они сделают юридически чистую работу. Это значит, что среди зарегистрированных товарных знаков нет идентичного вашему. Четвертая часть гражданского кодекса уже действует. Она предусматривает ответственность за незаконное использование чужого товарного знака. Легкомысленное отношение к юридическим вопросам может поставить под угрозу весь ваш бизнес.
Если товарный знак не зарегистрирован — не торопитесь тратить деньги на его продвижение. Вашим фирменным знаком могут воспользоваться конкуренты, и вы не сможете доказать своих прав на него.
Процедура регистрации товарного знака состоит из нескольких этапов:
1 этап:
Поиск по базе ФИПС сходных до степени смешения зарегистрированных или заявленных на регистрацию товарных знаков с вновь созданным товарным знаком. Данная проверка обозначения не является обязательным этапом при регистрации знака. Однако это очень полезная процедура – потратив на нее сравнительно небольшую сумму, впоследствии вы не потратите впустую деньги и, главное, – время. В том случае, если на этапе экспертизы будет выявлено тождественное или сходное до степени смешения обозначение, будет направлено решение об отказе, а оплаченные пошлины не возвратятся.
2 этап:
1) Подача заявки. При подаче заявки указываются классы товаров и услуг (классы МКТУ), в отношении которых испрашивается охрана. Регистрация товарного знака осуществляется в определенных классах товаров и услуг, определяемых по Международному классификатору товаров и услуг (МКТУ) Всего классов 45. Одно название (слово, или фразу) можно зарегистрировать 45 раз.
2) Проведение формальной экспертизы. На этом этапе патентное ведомство проверяет наличие всех необходимых документов и правильность их оформления.
3 этап:
Экспертиза заявленного обозначения. В ходе данной экспертизы осуществляется:
проверка соответствия материалов заявки требованиям, предъявляемым к содержания и оформлению заявки и прилагаемых к ней документов, за исключением материалов заявки, проверка которых осуществляется в ходе формальной экспертизы;
проверка перечня товаров и услуг, а так же правильности их группирования по классам Международного классификатора товаров и услуг (МКТУ);
установление приоритета товарного знака;
проверка соответствия заявленного обозначения условиям регистрации.
По результатам рассмотрения экспертизы может быть вынесено решение о регистрации товарного знака или об отказе в регистрации.
4 этап:
Решение о регистрации. В Реестр вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, а также перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.
Общее время регистрации торгового знака составляет от 1,5 до 2 лет (регистрация товарного знака — около 1,5 лет до вынесения Решения о регистрации товарного знака, и еще около 4 месяцев на получение Свидетельства о регистрации товарного знака). Возможна ускоренная регистрация торгового знака в течение 6-7 месяцев.