– Вчера был на твоем сайте…
– Так это был ты!..
(Компьютерные байки)
Представим Интернет в виде трехголового Змея-Горыныча:
– владеющий информацией создает веб-ресурс;
– пользователь, которому эта информация нужна, пытается ее найти;
– поисковые машины выступают в роли посредника, отыскивая необходимую информацию по запросу пользователя.
Не секрет, что привлечение как можно большего числа посетителей является одной из важнейших задач любого ресурса Интернета. Привлечь (и привлекать, или отпугивать!) посетителей может только контент сайта – его содержание и содержимое. Поэтому одним из важнейших показателей для любого сайта является посещаемость. Статистика посещаемости (в режиме реального времени) наглядно отображается с помощью всевозможных счетчиков посещений.
Основная цель любой поисковой системы – быстро найти любую информацию по любому запросу любого пользователя Глобальной Сети. Но нужно не просто найти информацию, – надо, чтобы найденная информация как можно полнее и точнее соответствовала поисковому запросу (это называется релевантность [от англ. relevant – значимый, существенный, важный; релевантный (об информации); соответствующий, имеющий отношение к данному вопросу/запросу]). Для этого используется анализ содержимого ресурса, учитываются плотность и вес ключевых слов и многие другие показатели. Здесь необходимо отметить такой нюанс: практически все эти параметры находятся под контролем автора ресурса. Поэтому в условиях жесткой конкуренции за высокие места в поисковых системах анализа текстового содержимого оказывается недостаточно: существует огромное число сайтов, оптимизированных под популярные запросы, которые этим запросам не отвечают!
Для увеличения релевантности поисковики используют параметр ссылочной цитируемости, т.е. начинают учитывать внешние ссылки на сайт (ведь, как правило, чем интереснее и значимее ресурс, тем больше будет на него ссылок с других, тематически связанных с ним ресурсов). Однако большое число ссылок само по себе еще не является гарантией качества сайта. Необходимо учитывать также и качество («вес») каждой ссылки.
Не менее важным показателем является рейтинг сайта, свидетельствующий о популярности ресурса больше, чем посещаемость (хотя чем популярнее сайт, тем он посещаемее!). О рейтинге сайта можно судить по ИЦ, тИЦ и ВИЦ.
Что такое индекс цитирования веб-ресурса
• Индекс цитирования (ИЦ) – показатель поисковой системы, вычисляемый на основе числа ссылок на данный ресурс с других ресурсов сети Интернет. В простейшей разновидности ИЦ учитывается только количество ссылок на ресурс. ИЦ оценивает популярность того или иного ресурса, т.е. некоторое абсолютное значение важности сайта. Каждая поисковая система использует свои алгоритмы для подсчета собственного ИЦ, как правило, эти значения нигде не публикуются.
Первоначально (до появления оптимизаторов сайтов) ИЦ более-менее реально отражал популярность соответствующего ресурса в Интернете.
Первой крупной поисковой системой, начавшей активно использовать ИЦ, стала Google (технология PageRank).
В русскоязычном сегменте Интернета наибольшей известностью пользуется ИЦ Яндекса (тИЦ, или так называемая «Денежка Яндекса»).
• Тематический индекс цитирования (тИЦ) – технология поисковой машины, заключающаяся в определении «авторитетности» интернет-ресурсов с учетом качественной характеристики ссылок на них с других сайтов. тИЦ рассчитывается по специально разработанному алгоритму, в котором особое значение придается тематической близости ресурса и ссылающихся на него сайтов (тИЦ, кроме количества ссылок на ресурс, учитывает также тематику ссылающихся на ресурс сайтов, т.е. показывает популярность ресурса относительно других тематически близких сайтов).
тИЦ определяется для ресурса в целом.
• Взвешенный индекс цитирования (ВИЦ) учитывает популярность («важность») ссылающихся сайтов (также в большинстве случаев вычисляемую на основе ИЦ). В отличие от обычного ИЦ, который представляет собой абсолютный показатель (т.е. некоторое конкретное число), ВИЦ является относительным значением, т.е. показывает популярность данной страницы относительно популярности других страниц в Интернете. ВИЦ не учитывает тематическую связь страницы и ссылающихся на нее ресурсов, а зависит только от количества и качества внешних ссылок.
ВИЦ определяется для каждой страницы сайта.
• Средний Индекс Цитирования (СИЦ). Многие оптимизаторы и разработчики веб-сайтов утверждают, что существует прямая зависимость между ВИЦ (или PR) и тИЦ (чем выше тИЦ, тем выше и ВИЦ). С учетом этого создана единая логарифмическая система ранжирования веб-сайтов – Средний Индекс Цитирования (СИЦ). Данный параметр выводится по 100-балльной шкале, которая более информативная, чем PR и менее размытая, чем тИЦ (0 – 41000). СИЦ приводит к четкому и объективному пониманию ранга сайтов в сети Интернет.
• PageRank (PR) – это ВИЦ поисковой системы Google. Шкала PageRank может изменяться от 0 до 10: PR от 4 до 5 – наиболее типичный для большинства сайтов средней «раскрученности». 6 – очень хорошо «раскрученный» сайт. 7 – величина, практически недостижимая для множества сайтов, но иногда встречается. Значения 8, 9, 10 имеют исключительно популярные и значимые проекты. Например, сейчас у английской Википедии PR=8, у сайта Microsoft PR=9. Значение 10 имеют всего несколько десятков сайтов, например http://www.whitehouse.gov, http://www.adobe.com. Считается, что сущность PR такова, что им трудно манипулировать. Поэтому, если вы получите хороший PR, вашим конкурентам будет трудно соревноваться с вами.
• LinkRank – это ссылочная ценность страницы, с которой идет ссылка. LinkRank равен приобретаемому страницей PageRank, на которую идет только ссылка с анализируемой страницы.
• WebaltaRank (WR) – значение, определяющее положение интернет-ресурса в поисковой системе Webalta, с учетом ссылок и цитат на него с других сайтов.
Автор: Валерий Сидоров