Часто претензионная работа с должниками оказывается неэффективной, а подать заявление в арбитраж – нецелесообразным. Тогда возникает необходимость прибегнуть к «нетрадиционным» методам воздействия на должников. Арсенал профессиональных сборщиков долгов очень широк. В нём можно выделить несколько основных групп методов, которыми осуществляется воздействие на должников.
Методы информационно-репутационного воздействия. Эта группа методов подразумевает сбор информации о ближайшем окружении должника и распространения в нём информации о невыплаченных долгах. Часто бывает достаточно угрозы распространения информации, которая может повредить репутации должника. Схемы распространения информации могут использоваться различные – от неформального разговора в деловом круге должника до информационной рассылки.
Методы PR-сопровождения. Эта группа методов считается наиболее затратной, так как все они связаны с инициированием освещения ситуации официальными средствами массовой информации.
Методы сотрудничества. Успешно применяемые на Западе методы пока слабо используются в России. Все методы этой группы подразумевают сотрудничество кредитора и должника с целью выработки оптимального графика погашения долга. Все они связаны с уступками со стороны кредитора и консультативной помощью должнику.
Комплексное использование методов воздействия во многих случаях обеспечивает судебное взыскание долга в полном объёме.