Анализ общемирового опыта свидетельствует, что в последнее десятилетие лизинговые операции стали неотъемлемой составляющей экономики многих стран. Сегодня около 25% инвестиций в развитых государствах приходится именно на лизинговые операции.
Безусловным мировым лидером в лизинговой сфере обоснованно является США, принимающие на себя 52% общемирового лизинга. Основной причиной такого положения вещей являются налоговые льготы, практикуемые на территории данного государства, в виде ускоренной амортизации и инвестиционной налоговой льготы. Контролируются данные процессы службой внутренних доходов Америки. К примеру, чтобы предотвратить использование лизинговых операций в качестве маскировки актов купли-продажи, безусловно, популярных сегодня автомобилей Исудзу или fiat ducato, соответствующими инстанциями периодически публикуются своды правил, регулирующих лизинговые взаимоотношения.
Лизинговая отрасль, как и многие другие, в своем развитии содержит как периоды роста, так и кризисные времена. Например, компьютерный кризис 60-х годов, когда было разорено множество лизинговых компаний, а удержавшиеся «на плаву» еще долго не могли оправиться после серьезных финансовых потерь.
До 1970 года в США при помощи лизинга приобреталась в основном дорогостоящая техника — самолеты, поезда, тяжелые грузовики типа Исудзу и т. д. Импульс же к повсеместному развитию отрасль получает в 1970 году, когда принимается закон относительно банковских холдинговых компаний, до вступления в силу которого, банкам воспрещалось создавать холдинговые компании и, соответственно, заниматься лизингом.
Руководство банков подошло к вопросу весьма серьезно. Первым их шагом стало приобретение множества независимых компаний и подготовка молодых кадров, способных пробудить интерес потенциальных клиентов к лизингу, как к общедоступному финансовому продукту.
Европейский лизинг сравнительно с североамериканским при одинаково быстрых темпах роста имеет несколько отличный отраслевой состав. На западе активно используется именно лизинг автотранспорта, причем и для частного пользования, и в целях производственной необходимости. Весьма популярен лизинг промышленного оборудования (различные станки и т. д.), грузовой техники (грузовиков Исудзу и других марок), самолетов, морских судов, компьютеров, а также приобретение разнообразных марок легковых авто.
В станах восточной Европы лизинговые операции приобрели широкую популярность лишь в последнее десятилетие. Тенденция развития данной отрасли не слишком отличается от западноевропейской, будучи ориентирована на приобретение тяжелого оборудования и транспортных средств восточного (Исудзу, fiat ducato) и западного (Ивеко) производства.
В Азии, Южной Америке и Африке лизинг начал свое развитие в 70-х годах. Восьмидесятые годы уже отмечены использованием лизинговых схем во всем мире. С тех пор данная отрасль стабильно развивается и за последние 30 лет мировой объем подобных операций увеличился более чем в 10 раз.
ML