Планово проверяя отремонтированную трассу М5, члены экспертной комиссии наткнулись на зелёные камни, подозрительно лежащие вдоль обочины: «Когда у ревизоров возникли подозрения по поводу использованного материала, было решено вскрыть дорожное полотно на одном из реконструированных участков. Взятые пробы щебня были отправлены на экспертизу. Она подтвердила, что это серпентин, который более известен как змеевик», — цитируют руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области Марата Муллаянова уральские СМИ.
Змеевик — это поделочный камень, любимый многими мастерами, из него делают шкатулки, статуэтки, украшения. Однако для дорожных работ камень не подходит, так как стоит слишком дорого: если щебень стоит около 400 рублей за тонну, то змеевик — от 3 000 рублей. При этом геологи уверены, что перепутать обычную щебенку и змеевик нельзя: у поделочного камня волокнистая структура, зелёный цвет, а размер камней намного крупнее. Если стандарт устанавливает максимальный размер щебня для отсыпки дорог — 70 мм, то змеевик — в булыжниках по 800 мм. Что, кстати, повышает его стоимость.
Змеевиком отсыпано около 30% участка трассы неподалёку от села Травники, в 60 километрах от Челябинска. Это важный участок, по которому лежит путь из Челябинска в европейскую часть России, и в крупные промышленные центры региона — Миасс и Златоуст. И в скором времени дорогу придётся ремонтировать: камень слишком мягкий, чтобы использовать его для строительства, но сейчас перестилать дорогу уже поздно, поскольку реконструкция обойдется дороже, чем спасённый змеевик.
Чиновники оправдываются: в землю дорогой камень зарыли случайно. Дескать, в выработке просто попался пласт змеевика… Ответить за ошибку теперь должен руководитель областного государственного унитарного предприятия «Челябинскавтодор». Как шутят уральские журналисты, чиновник таким образом хотел улучшить карму дороге и себе, так как астрологи считают змеевик талисманом для деловых людей, способным оградить их от опасностей.