О чем следует знать при покупке франшизы

Пожалуй, каждый, кто задумывался о ведении бизнеса хоть раз задавался вопросом о приобретении франшизы. Условия действительно привлекательные – покупатель получает продукцию под уже раскрученным брендом и готовую модель бизнеса. Однако у любой медали две стороны. Так и система франшиз имеет достоинства и недостатки. Рассмотрим подробнее.


Что такое франшиза

Франшиза – это право на использование той или этой торговой марки в коммерческих целях. Иными словами, это возможность вести бизнес под брендом, который уже завоевал лояльность потребителей. При покупке франшизы партнёр получает готовую модель ведения бизнеса и поддержку от владельца товарного знака.

Для приобретения франшизы между двумя сторонами – франчайзи и франчайзером заключается соответствующее соглашение. Франчайзер или владелец бренда передаёт права на использование своей марки, концепцию и технологию покупателю – франчайзи. Покупающая сторона платит так называемый паушальный взнос (плату за саму франшизу) и затем ежемесячные платежи – роялти.


На что обратить внимание при покупке франшизы

Существует мнение, что покупка франшизы – буквально страховка от всех бед, которые поджидают предпринимателя на начальном этапе ведения бизнеса. Однако бывают случаи, когда покупка франшизы становится чуть ли не более рискованной, нежели своё дело. Риски при покупке франшизы вполне могут оправдаться, если упустить из вида ряд обстоятельств:

  • Неправильный выбор сферы для бизнеса
  • Выбор ненадежного франчайзера
  • Получение прибыли ниже, чем заявлял франчайзер

Наиболее важное, за что можно ценить франшизу – это бренд. Он даёт узнаваемость товара, тем самым расширяет преимущество над аналогами. Но раскрученная торговая марка – удовольствие дорогое, а значит, нужно быть готовым потратить на закупку товара большую сумму. В свою очередь это повысит конечную стоимость товара для потребителя.

Однако, даже известный бренд не может гарантировать абсолютного успеха. Если франчайзи выбрал сферу, которая неактуальна для покупателя, то бизнес может потерпеть крах. Важно учесть и запрос целевой аудитории – рынок может оказаться перенасыщен товарами или услугами конкурентов. Печальный исход франшизы может произойти и в случае, если франчайзи не разбирается в выбранной сфере деятельности. И тогда даже самый популярный бренд не спасёт.

Важна и сфера, в которой предполагается купить франшизу. Например, приобретение партнёрства для открытия автомойки может оказаться бессмысленным. Предприниматель сможет купить и расставить оборудование при помощи поставщика. А выбор места для открытия бизнеса, по большому счёту – лотерея. Ошибаться могут даже крупные игроки рынка.

При выборе франчайзера не лишним будет проверить репутацию компании. Стоит почитать отзывы, а при возможности и лично пообщаться с теми, кто уже подписал соглашение о партнёрстве. Внимательно читайте условия по договору – на этом этапе стоит оценить насколько франчайзи сможет их исполнить. Учитывайте, что иногда на плечи партнёра, покупающего франшизу, ложится и бремя оплаты аренды помещения. Это, не считая затрат на покупку самого товара.

Предприниматель Андрей Тучков поделился своим печальным опытом приобретения франшизы магазина женского нижнего белья.

Как признаётся сам бизнесмен, он не оценил показатели ТЦ по посещаемости. Кстати, высокий уровень этого показателя вовсе не означает высокий уровень продаж. Еще одна ошибка состояла в неверной оценке объёма ремонтных работ.

Я был обязан отремонтировать магазин по дизайну франчайзера. Кроме того, дизайн должен быть согласован с руководство ТЦ. Так получилось, что дизайн нам разрабатывали в Лондоне и упустили из виду российские требования к пожарной безопасности. Плюс обнаружилась разница в технологии монтажа витрин. Пришлось переделывать готовый проект, а это – время и, как следствие, деньги. Арендную плату платить было нужно независимо от хода работ, – рассказывает Андрей Тучков.

Также при покупке франшизы обязательно нужно заложить в смету форму для продавцов, оборудование для торговой точки, а также затраты на оплату труда персонала необходимой подготовки и квалификации. Потребуются и ежемесячные расходы на рекламу. По сути на практике эти же траты ждут предпринимателя, который и не покупал франшизу.

Приобретенная франшиза полностью лишила меня самостоятельности в принятии решений. Без согласия головной компании я не смог даже сменить локацию, – делится опытом Андрей Тучков.

Поэтому приобретая франшизу, покупатель должен понимать, что это не волшебная палочка или выигрышный лотерейный билет. Конечно, её вполне возможно превратить в прибыльный и процветающий бизнес. Но важно помнить, что она не уменьшит объем работы и вложений для франчайзи. Зачастую покупателю франшизы приходится много работать и зависеть от указаний владельца бренда.

Алекс Ш. (ML)

Читайте нас в Яндекс.Новостях

Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
.