Последние десятилетия европейские страны придерживаются климатической повестки, по которой, в том числе, стараются максимально сократить количество выбросов в атмосферу от автотранспорта. Это является одной из причин, почему в Европе так развито строительство железнодорожных тоннелей, которые, к тому же, позволяют быстрее добираться до места назначения. Одной из передовых стран в области тоннелестроения является Швейцария. Более 60% ее территории занимают Альпы — это создает сложные рельефы, высокий риск камнепадов и схода лавин, что делает передвижение по дорогам не безопасным. В связи с этим, транспортная сеть Швейцарии насчитывает около 1800 автомобильных и железнодорожных тоннелей. Большая часть, как пассажирских, так и грузовых перевозок приходится на подземную железную дорогу, основой которой являются три тоннеля: Летчбергский, Готардский и Ченерийский. Их общая протяженность составляет более 107 километров. Особого внимания заслуживает Готардский тоннель, о котором подробнее расскажем ниже.
Готардский тоннель в Швейцарии
Готард знаменит тем, что после своего открытия 1 июня 2016 года, является самым длинным (57,1 км) и глубоким (нижняя точка 2,3 км) тоннелем в мире. Он представляет собой два параллельных железнодорожных пути, проходящих сквозь Альпы и соединяет Северную и Южную части Европы. Поездка по нему сокращает, например, путь из Цюриха до Милана на целый час. Стоимость проекта составила 11 миллиардов евро. Что примечательно, строители уложились точно в смету и закончили работы раньше на целый год. Это стало возможно благодаря привлечению 2,6 тысяч высококлассных специалистов, которые работали круглосуточно и использованию современных высокотехнологичных материалов. Проектированием отдельных узлов Готардского тоннеля, а также поставками материалов для гидроизоляции объекта занималась немецкая компания HYDRO, являющаяся производителем высококачественной гидроизоляции для промышленных и частных объектов. В качестве гидроизоляции объекта использовалась жидкая резина FlexLockPro, которая и раньше применялась на других сложных и масштабных проектах.
Особенности строительства Готардского тоннеля
Для прокладки тоннеля строители проводили буровзрывные работы и использовали тоннелепроходческие комплексы, длина каждого из которых составляла четыре футбольных поля, а вес – 2700 тонн. За все время строительства было извлечено 28 мегатонн 73 различных видов горных пород – от самых мягких до твердого гранита.
Прокладка тоннеля проводилась отдельными участками, которые позже соединялись друг с другом. Строительство объекта заняло в итоге 18 лет – первые 12 лет ушли непосредственно на прокладку тоннеля, а следующие 6 на инженерное оснащение.
В Готардском тоннеле создана самая крупная в мире система вентиляционных шахт, имеющая длину 32 километра. Тоннель имеет множественные пешеходные ходы и служебные ответвления, общая длина которых в сумме превышает длину самого тоннеля.
Одной из сложностей проведения работ на такой глубине стала усадка пород, из-за их возрастающего веса и давления. Кроме того, затруднения вызывала доставка оборудования и рабочих к месту строительства. Чтобы это стало возможным, была вырыта вертикальная шахта, уходящая на глубину 800 метров.
С какими же еще трудностями столкнулись при строительстве Готарда?
Высокая температура
Температура горных пород увеличивается в среднем на 3°С каждые 100 метров глубины. При строительстве Готардского тоннеля температура породы, учитывая глубину его прокладки, составляла местами 46°С, что затрудняло строительство. Воздух охлаждали до 28°С с помощью мощных вентиляционных систем, чтобы обеспечить работу тоннелепроходческих комплексов.
Протечки воды
Важнейшее значение при строительстве тоннелей имеет надежность и выносливость конструкции. Под воздействием грунтовых вод, без устройства качественной гидроизоляции, протечки, которые в дальнейшем приведут к разрушению тоннеля, неизбежны. При выборе материала для гидроизоляции Готардского тоннеля инженеры руководствовались, как собственным опытом, так и наработками своих коллег, поэтому отдали предпочтение системе гидроизоляции FlexLock, зарекомендовавшей себя на строительном рынке. Чем же примечательна жидкая резина компании HYDRO?
Особые характеристики и свойства Жидкой резина FlexLock Pro которые помогли в защите подземного сооружения от воды
Строители разных стран мира при строительстве масштабных проектов все чаще отдают предпочтение жидкой резине благодаря следующим характеристикам:
- Бесшовность — жидкая резина FlexLock не имеет швов, которые через некоторое время после начала эксплуатации тоннеля расползлись бы, учитывая, какие колоссальные на него приходятся нагрузки;
- Ультраэластичность – жидкая резина FlexLock Pro создает покрытие, которое не деформируется ни при усадке пород, ни при вибрациях от движения транспорта;
- Долговечность – использование однокомпонентной жидкой резины FlexLock Pro в качестве праймера, с последующим напылением на него двухкомпонентной FlexLock, создаст гидроизоляционное покрытие, которое прослужит не менее 50 лет;
- Надежность – за много лет использования жидкой резины FlexLock, продукция доказала свою эффективность;
- Скорость нанесения – учитывая масштабность проекта, немаловажным является и трудоемкость устройства гидроизоляции. Напыление жидкой резины FlexLock позволяет в короткие сроки обрабатывать большие площади;
- Высокая адгезия – сцепление материала с поверхностями из различных материалов составляет 100%;
- Стоимость – среди аналогов, обладающих схожими характеристика, жидкая резина FlexLock Pro является наиболее доступной по цене.
Источник: FlexLock Pro
Анна С. (МЛ)