Как устроен бизнес морепродуктов? От добычи до продажи

Кто является первоначальным покупателем морепродуктов, когда судно с уловом приходит на берег. Логистическая цепочка от первоначального покупателя к конечному потребителю.

Речь в этой статье пойдет о добыче морепродуктов в Баренцево море. Это море разделено на российскую и норвежскую части. В соответствии с правилами Норвегии, рыболовное судно под норвежским флагом может продать свой улов только в Норвегию, на один из рыбо-перерабатывающих заводов. Вдоль всего побережья Норвегии более 600 таких заводов, среди них присутствует живая конкуренция, поэтому цены постоянно колеблются. Хозяин судна сами в праве решать, кому продать улов на более выгодных условиях. В РФ такого закона нет, поэтому свой улов судно под российским флагом может продать кому угодно, из за этого многие российские рыболовные суда продают рыбу в Норвегии, ведь им предлагают большую цену, чем если бы они продавали в Мурманске. К сожалению в Мурманске не так много терминалов, которые готовы покупать все объемы продукции у  судна.

Зачастую промысловые суда РФ сгружают продукцию прямо в море на грузовые суда, которые идут в Нидерланды и там сбывают товар. Таким образом рыболовное судно не теряет времени на переход, а продолжает рыбачить без остановки.

Интересен тот факт, что российские добывающие суда продают свой улов в Норвегию, а затем Россия покупает рыбу из Норвегии. Парадокс но это факт, и именно этим обуславливаются такие высокие цены на прилавках наших магазинов. Между фабрикой-покупателем и рыбой на прилавках существует обычно еще несколько промежуточных точек. Если фабрика не зарегистрирована в реестре экспортеров, тогда она перепродает морепродукты другой, более крупной фабрике, которая является экспортером. Наценка первой в свою очередь составляет 5-10%.

Далее экспортер вправе поставить двумя способами. Первый — выставить продукцию на аукцион, второй — отправить продукцию напрямую оптовому покупателю за границу. Оба способы хороши, и выгодны норвежцам, при условии что покупатель готов купить товар. Здесь очень большие объемы, наценка даже в десять центов за один килограмм делает свое дело, порождая огромные доходы. Норвежцы не стремятся делать большие наценки на морепродукты, по большей части цены зависят от общего спроса и предложения на рынке. Например снежного краба добывает четыре страны, если одна по какой то причине выбывает из конкуренции, а спрос остается тот же, тогда цена повышается.

К слову сказать цена на снежного краба для оптовых покупателей начиналась в 2015 году с 15$ за килограмм, а в 2022 ожидается более 30$ за кило. За 2,1$ норвежские фабрики на севере Норвегии покупают у судна килограмм свежей, не замороженной, трески. Цена замороженной и упакованной трески обычно выше. Если российские промысловые суда приходят сдавать морепродукты за такие цены в Норвегию, значит это значительно выше, чем предлагают в Мурманске.

Теперь можно взглянуть на цены на морепродукты в российских супермаркетах, можно заметить наценку в много сотен процентов. И так дела происходят абсолютно со всеми морепродуктами.

Ловля краба в Баренцевом море
Добыча снежного краба в Баренцевом море

После импорта морепродуктов в Россию, они попадают на большие перевалочные склады импортеров, оттуда их уже покупают более мелкие оптовики, размещая их на местных региональных складах, ну а конечной точкой уже являются наши всем известные супермаркеты. Это довольно большая цепочка, которую можно сократить путем установления определенной рекомендованной цены, за которую крупные покупатели в РФ могут покупать морепродукты напрямую от российских судов.

Автор статьи — Ренат Бесолов (GML)

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Яндекс.Метрика