Четыре механика с пистолетами-гайковертами — это те, кто непосредственно освобождает и фиксирует колеса. Их инструмент лишь внешне напоминает обычный ударный гайковерт. Это сложное устройство, работающее на сжатом воздухе или азоте. Оно создает крутящий момент в несколько тысяч ньютон-метров, достаточный чтобы сорвать самую туго закрученную гайку.
Принцип работы импульсный. Быстрая серия ударов, а не постоянное вращение, позволяет преодолеть инерцию и сорвать гайку с места. Процесс откручивания занимает около 0.2 секунды. На пистолете есть кнопка обратного хода. Как только механик слышит характерный щелчок, означающий, что гайка освобождена, он нажимает эту кнопку, и пистолет отсоединяется от шпильки. Закручивание происходит аналогично, но с контролем момента. Пистолет автоматически прекращает затяжку, когда достигнут нужный крутящий момент.
Система обратной связи реализована с помощью света. На конце каждого пистолета установлен светодиод. Он горит красным, когда гайка не закручена, и зеленым, когда достигнут нужный момент. Центральный механик, видя четыре зеленых сигнала, дает команду на опускание домкрата. Это визуальное подтверждение важно, так как в грохоте и суматохе пит-стопа звуковые сигналы могут быть потеряны.
Система ограничения скорости и светофор
Когда гонщик заезжает в пит-лейн, он должен соблюдать ограничение скорости, обычно 80 или 60 километров в час в зависимости от трассы. Для этого он нажимает кнопку на руле, которая активирует специальный режим работы силовой установки. Обороты двигателя фиксируются, и электроника не позволяет машине разогнаться выше установленного лимита. Эта система постоянно совершенствуется, чтобы исключить любую возможность ошибки гонщика, которая привела бы к штрафу. За этим внимательно следят и фанаты автоспорта. Ведь многие из них заключают пари на этапы Гран-при, следовательно, внимательно следят за временем. А чтобы бетторы гарантировано получили фрибеты, для них подготовили материал от команды.
На выезде из зоны пит-стопа установлен светофор. Он соединен с датчиком, который фиксирует, когда машина пересекает линию выезда. Пока машина стоит на обслуживании, горит красный. Как только механик с домкратом опускает автомобиль и отскакивает в сторону, система автоматически переключает свет на зеленый. Гонщик не ждет никакой команды, он смотрит только на этот огонек. Как только видит зеленый, он жмет педаль газа в пол.
Эта система должна быть абсолютно надежной. Любая задержка в переключении света стоит драгоценных десятых. Иногда команды используют дублирующую систему — человек с флажком, который дает визуальный сигнал гонщику. Но электронный светофор остается основным ориентиром. Его работа проверяется перед каждой гонкой, как и работа системы ограничения скорости.
Внештатные ситуации и работа с рисками
Идеальный пит-стоп — это не только скорость, но и умение действовать при проблемах. Механики тренируются реагировать на различные сбои. Если пистолет не срабатывает, механик должен мгновенно отбросить его и взять запасной. Если колесо не снимается со шпильки, механик по снятию колес должен сильным рывком сорвать его. Если гонщик останавливается неточно, механики с домкратами должны успеть переставить свои инструменты.
Одна из самых опасных ситуаций — это незакрученное колесо. Если механик с пистолетом не довернул гайку, и центральный механик по ошибке опустил машину, гонщик может поехать с незакрепленным колесом. Это приведет к аварии на выезде из пит-лейна. Чтобы избежать этого, команды используют несколько уровней контроля. Во-первых, световая индикация на пистолетах. Во-вторых, визуальный контроль центрального механика. В-третьих, иногда используются датчики на самих колесах, которые передают сигнал о фиксации.
Безопасность людей — приоритет. Механики работают в нескольких сантиметрах от машины, которая может в любой момент рвануть с места. Они носят огнестойкие костюмы, перчатки, шлемы. Но главная защита — это выучка и дисциплина. Каждый знает свое место, свою зону и свои действия. Хаос пит-стопа лишь кажется хаосом. На самом деле это строго расписанный танец, где каждый шаг предопределен.
Эволюция и рекорды
За последние двадцать лет пит-стопы стали вдвое быстрее. В начале 2000-х хорошим результатом считалось четыре секунды. Сегодня команды регулярно показывают результаты ниже двух секунд. Официальный рекорд принадлежит команде Red Bull Racing — 1.82 секунды, установленный на Гран-при Бразилии в 2019 году.
Эта эволюция стала возможной благодаря нескольким факторам. Во-первых, улучшению оборудования: более легкие и мощные пистолеты, более быстрые домкраты. Во-вторых, оптимизации процессов: анализу видео, биомеханике движений механиков. В-третьих, постоянным тренировкам. Команды тратят сотни часов на отработку пит-стопов, понимая, что это такой же источник времени, как и быстрый круг на трассе.
Некоторые инновации приходят из других областей. Например, системы быстрой заправки, которые использовались до их запрета в 2010 году, были позаимствованы из авиации. Принципы организации рабочего пространства взяты из производственного менеджмента. Команды Формулы-1 постоянно ищут новые идеи, чтобы выиграть эти драгоценные сотые.
Vetal (VK)

