На российский рынок платного телевидения вышел крупнейший индийский производитель телеканалов — Zee Entertainment Enterprises (ZEE). Принадлежащий ему канал Zee TV начал вещать на платформе «Орион Экспресс» летом, а сейчас ZEE ведет переговоры с другими российскими операторами кабельного и спутникового телевидения.
Участники рынка считают, что приход в Россию крупных западных компаний может привести к вытеснению местных небольших игроков.
Zee Entertainment Enterprises — крупнейший производитель индийских телеканалов (Zee TV, Zee Cinema, Zee Music, Zee Sports и др.). Телеканалы ZEE смотрят около 500 млн зрителей более чем в 120 странах мира, в том числе в США, Великобритании, Канаде, Китае, Африке. Оборот компании в 2006 году превысил 2,5 млрд долл.
О начале вещания канала Zee TV в России рассказал представитель компании в России Сачин Мисра. Канал начал вещать на платформе «Орион Экспресс» с июля 2007 года, а в ближайшее время Zee TV появится в пакете других российских операторов платного телевидения, обещает г-н Мисра. На Zee TV будут идти болливудские фильмы, кулинарные шоу, передачи об индийской моде и другое. У компании большая библиотека контента: 150 тыс. часов собственного производства и 5 тыс. болливудских фильмов. Телеканал будет русифицирован, а скоро компания начнет производить передачи для Zee TV в России.
«Российский медиарынок — один из самых быстрорастущих в мире. Монополия бесплатных федеральных каналов со временем будет ослабевать, а проникновение кабельных и спутниковых усилится», — говорит г-н Мисра. Он также рассчитывает, что рекламодателей привлечет сегментированная аудитория и недорогая, по сравнению с эфирными каналами, реклама неэфирных каналов. Как стало известно РБК daily, представители Zee уже обращались к крупнейшему рекламному селлеру, компании «Видео Интернешнл» (ВИ), которая со следующего года планирует начать продавать рекламу на неэфирных каналах.
В ВИ вчера подтвердили, что представители Zee обращались к ним за консультациями «по поводу выхода на российский рынок».
Участники рынка отмечают, что ниша индийского кино очень востребована в России: на рынке уже успешно работает телеканал «Индия ТВ» крупнейшего российского производителя нишевых каналов — Red Media Group. По словам директора управления по маркетингу Red Media Владимира Шеварденидзе, «Индия ТВ» — один из наиболее популярных из 12 каналов компании. По данным GfK-Rus, месячный охват «Индии ТВ» — около 1 млн человек. Канал смотрят люди в возрасте от 20 лет, три четверти аудитории составляют женщины. «Это интересная тематическая ниша, в России есть сформировавшаяся аудитория индийских фильмов. Но это локализованная аудитория, поэтому «Индия ТВ» и Zee TV скорее всего начнут конкурировать», — предполагает директор по медиаисследованиям GfK-Rus Сергей Давыдов. А директор по внешним коммуникациям «Орион Экспресс» (помимо Zee TV компания работает и с «Индия ТВ») Наталья Ананьева говорит, что каналы существенно различаются: «Zee TV позиционирует себя как развлекательный канал, а «Индия» рассчитан на любителей индийских музыкальных программ и фильмов».
Гендиректор «Телко Медиа» Максим Калинин считает выход крупного международного игрока на российский рынок логичным: «Рекламодатели все больше начинают интересоваться рынком платного телевидения. А у индийских каналов понятная аудитория, привлекательная для рекламодателей, — женщины старше 20 лет», — рассуждает г-н Калинин. Он предполагает, что с выходом в Россию международных компаний с рынка платного ТВ могут быть вытеснены небольшие российские игроки: «У зарубежных компаний есть собственный контент и опыт работы во многих странах. Качественно они могут превосходить каналы местного производства». А Владимир Шеварденидзе отмечает, что появление такой компании, как Zee, ускорит развитие рынка платного телевидения.