По идее в рамках уже действующего так называемого закона о блогерах те, на чьи странички в течение суток заходит более трех тысяч пользователей, уже должны нести ответственность за информацию. И обязаны зарегистрироваться в Роскомнадзоре. А остальным что же? Пиши — не хочу? Совсем нет, возражает директор Центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев. "За контент должны отвечать те, кто эту информацию размещает, а не хостинг-структуры, которые "держат" сайт. Ответственность за содержимое персональной страницы и должна быть персональная", — поделился он с "РГ".
Именно об этом и говорится в законопроекте. Поскольку ограничивать ответственность только теми, чьи страницы читают более 3000 человек, не совсем верно, поясняет Брауде-Золотарев.
И уж тем более не получится нужного эффекта, если за все и дальше будут отвечать владельцы социальных сетей. Такой колоссальный объем информации им очень непросто оперативно и качественно контролировать.
Проверка поста (сообщение в профиле блогера или владельца личной страницы, доступное другим пользователям. — "РГ") может занимать много времени даже с учетом использования современных средств контроля за информацией. В результате владелец соцсети может стать нарушителем закона, сам того абсолютно не желая.
В то же время блогер, который размещает пост, как раз и является первоисточником информации. И, по идее, именно он должен быть главным и единственным ответственным за ее содержание, считают авторы законопроекта.
Кроме того, документ предлагает ввести в российское законодательное поле новые понятия: "социальная сеть", "профиль/аккаунт/блог", "автономный блог", "блогер" и "посещаемый блогер". Это поможет устранить неоднозначное толкование отдельных норм действующих законов.
Между тем за год работы закона о блогерах Федеральная служба по надзору в сфере связи, информтехнологий и массовых коммуникаций зарегистрировала всего 640 популярных владельцев собственных аккаунтов в соцсетях. Всего же, по оценкам экспертов, число активных пользователей этих сегментов Рунета достигает 35 миллионов человек. Интересно, что по данным социологов, россияне воспринимают блогеров как безответственных, но влиятельных людей. Некоторые уверены, что блогеры приносят и вред, и пользу в равной степени, кто-то оценивает их деятельность нейтрально. Но большая часть россиян вообще не интересуется блогерами.
Возможно, и правильно, так как многие популярные блогеры буквально живут тем, что пишут. Им платят за рекламу. Ряд ресурсов запустили биржи блогеров — рекламодатели там могут официально приглашать авторов на презентации или предлагать им оплату за упоминания в блогах. Тематика, объем материала, размер оплаты и количество постов могут быть любыми. Учитывая возможную коммерческую составляющую в материалах блогеров, как и в реальной жизни должны действовать законы, которые защищают деловую репутацию, честь и достоинство. Кроме рекламы блогеров могут попросить поучаствовать и в антирекламе.