Немного укрепился уровень доверия к рублю: россияне чуть реже ждут снижения его курса в ближайший год, одновременно выросло число тех, кто считает, что хранить сбережения сейчас лучше в рублях, указывается в отчете "Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения" за октябрь 2015 г.
Увеличилось число людей, которые считают, что в следующем месяце цены вырастут лишь незначительно, и тех, которые полагают, что в следующем году цены будут расти медленнее, чем сейчас.
Кроме того, в октябре люди стали реже выражать опасения, что в ближайшее время им могут понизить или сократить заработную плату.
В целом ожидания россиян относительно развития экономики страны стали более позитивными. Так, уже меньше людей считают, что в России в ближайший год снизятся уровень жизни населения и уровень производства или вырастут уровень безработицы и уровень коррупции.
Немного выросло число тех, кто считает, что следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим временем.
Единственное исключение составляет отношение к росту цен за последний месяц: немного увеличилась доля людей, считающих, что цены выросли очень сильно, особенно на продукты, мебель, одежду и обувь.
При этом заметно реже россияне в октябре обращали внимание на рост цен на сахар и соль, жилищно-коммунальные услуги и бензин.
По оценкам с применением различных статистических методов инфляционные ожидания населения в октябре т.г. снизились. Медианная оценка ожидаемой инфляции на год вперед скорректировалась вниз после роста в сентябре.
Оценка наблюдаемой инфляции также снизилась, приблизившись к минимальным значениям текущего года, но все еще остается высокой. Качественные оценки ожидаемой инфляции на годовом горизонте улучшились, на месячном – остались без изменения. По данным октябрьского опроса, оценка с использованием нормального распределения представлений о будущей инфляции составила 13,7%, равномерного – 13,2% (против 14,6% и 14,3% в сентябре, соответственно).
Согласно результатам опроса населения, в октябре 2015 г. медианное значение ожидаемой инфляции на год вперед скорректировалось вниз (на 0,7 п.п.) после роста в сентябре и составило 15,3%.
Доля респондентов, считающих, что за последний месяц цены выросли более чем на 50%, снизилась до значения августа 2015 г. и составила 14,1%. Вместе с тем, оценки наблюдаемой инфляции в текущем году значительно превосходят ее значения годом ранее.
Качественные оценки инфляционных ожиданий населения на следующие 12 месяцев также несколько улучшились. В октябре по сравнению с предыдущим месяцем при снижении (на 3 п.п. до 85%) доли респондентов, ожидающих роста цен в целом, снизилась как доля тех, кто считает, что цены будут расти быстрее, чем сейчас (на 3 п.п.), так и тех, кто считает, что цены будут расти так же (на 2 п.п.).
При этом оценки населением роста цен за прошедший год практически не изменились. Ожидания населения на месяц вперед в октябре оставались достаточно стабильными. Доля респондентов, ожидающих, что цены вырастут очень сильно и умеренно, практически не изменилась. При этом увеличилось число тех, кто считает, что цены вырастут незначительно.
Восприятие населением текущей месячной инфляции осталось негативным. Хотя общее количество респондентов, говорящих о росте цен, практически не изменилось, увеличилась доля тех, кто считает, что цены выросли очень сильно.
В октябре выросла обеспокоенность населения ростом цен на такие значимые товары, как мясо и птица, рыба и морепродукты, сыры и колбасы, молоко и молочная продукция, фрукты и овощи, яйца. После всплеска, вызванного июльской индексацией, продолжает снижаться обеспокоенность респондентов ростом тарифов ЖКХ. На фоне фактического удешевления, рост цен на сахар?песок стал реже упоминаться опрошенными.
Изменения в динамике ответов относительно восприятия изменения цен на большинство остальных товарных групп и услуг были незначительными и разнонаправленными. Среди способов подстройки населения к новым экономическим условиям в октябре т.г. возросла популярность ответа о покупке продуктов впрок, которая часто происходит при ухудшении оценок наблюдаемой инфляции. При этом снизилась доля респондентов, упоминающих такие негативные ответы, как уменьшение потребления или покупка более дешевых продуктов питания.