The Wall Street Journal, со ссылкой на делегатов стран-членов ОПЕК, пишет, что переговоры о потолке добычи представляют собой возврат к традиционным способам ведения бизнеса в рамках ОПЕК.
При этом готовность Саудовской Аравии, крупнейшего экспортера группы, поддержать идею о потолке добыча или квотах на добычу — это существенный сдвиг для страны, которая ранее говорила о сохранении добычи на максимальном уровне. Поскольку Иран отверг такую возможность, соглашение не было достигнуто.
Сейчас речь идет о том, что Организация стран-экспортеров нефти вернется к общему показателю, а дискуссия не будет сосредоточена на добыче отдельных стран.
Ранее максимальный уровень добычи в рамках ОПЕК предполагался на уровне 30 млн баррелей в сутки, но этот показатель в последние месяцы просто не соблюдался.
Рынок рассматривал лимит добычи ОПЕК в качестве своего рода гарантии. После того как сам картель начал добывать больше, цены на нефть опустились до 13-летних минимумов в течение нескольких недель.
В первый день встречи члены ОПЕК вряд ли смогут договориться о каком-либо решении. Скорее всего, уровень лимита станет предметом жестких дискуссий. Сейчас страны, входящие в картель, добывают в сутки около 32,5 млн баррелей сырой нефти.
При этом внутри организации отношения между странами далеки от идеальных, поэтому переговоры могут просто закончиться ничем, поскольку все решения ОПЕК должны приниматься единогласно. Нигерия, Катар, Алжир и Венесуэла поддерживают возвращение лимита добычи, что неудивительно, так как эти страны неоднократно обращались к своим коллегам по картелю с просьбой снизить добычу для повышения цен на нефть.
Представитель Катар заявил, что потолок добычи будет сродни приему антибиотиков в период болезни, а в Алжире считают, что цены рухнут, если ОПЕК не придет к соглашению.
Удивительно, но Саудовская Аравия готова поддержать возрождение лимита добычи, но хочет добиться потолка в 32 млн баррелей в сутки, так как необходимо учитывать растущую долю картеля на рынке.
Но Иран, скорее всего, вряд ли поддержит такое решение, если только для него сделают исключение или установят индивидуальный уровень максимальной добычи в 4 млн баррелей в сутки и более.
Поздно вечером в среду, после прибытия в Вену, министр нефтяной промышленности Ирана заявил, что его страна не прекратит увеличивать добычу, пока она не достигнет более 4 млн баррелей в сутки в рамках плана восстановления экономики после отмены санкционного режима.
Хотя он отметил, что этот показатель может быть достигнут "очень скоро", он отверг коллективный лимит, поскольку тот "не принесет никакой пользы для Ирана".
И если Иран откажется от соглашения, то как минимум еще один член – Объединенные Арабские Эмираты – также не пойдет на компромисс.
В ОАЭ считают, что восстановление баланса цен будет достигнуто за счет рыночных сил, поэтому более целесообразным было бы невмешательство ОПЕК.
"Спрос и предложение работают, и в этом суть такой политики, — заявил министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухаил бин Мохаммед аль-Мазруи. – С начала года по настоящее время рынок сам корректируется вверх. Это год коррекции".
Для Саудовской Аравии поддержка лимита добычи будет серьезным преимуществом, так как позволит восстановить отношения с более бедными членами ОПЕК. Многие из них возмущены той большой ролью, которую королевство сыграло в крахе переговоров, направленных на заморозку добычи нефти.
При этом введение потолка не будет требовать от Саудовской Аравии сильного сокращения добычи нефти, которая сейчас находится вблизи рекордно высокого уровня.
Если соглашение будет достигнуто, это может смягчить опасения относительно раскола внутри ОПЕК. Особенно важно снизить напряженность между Саудовской Аравией и Ираном, так как это увеличит эффективность работы картеля.