Скандал с противостоянием «Единой России» и депутата Госдумы Валерия Рашкина вышел на новый виток: опубликован знаменитый список, где значатся 107 фамилий подсудимых, осужденных, обвиняемых и подозреваемых в уголовных преступлениях глав муниципалитетов и депутатов региональных Заксобраний со всех концов страны, которые, по утверждению Рашкина, имеют отношение к «ЕдРо».
Ссора Валерия Рашкина и «Единой России» началась давным-давно. Напомним, депутат однажды уже был приговорен судом к уплате штрафа в пользу видного единоросса Вячеслава Володина за клевету. За то же отправился в колонию-поселение и бывший министр транспорта Саратовской области Геворг Джлавян, с чьей подачи, если верить источникам, Валерий Рашкин и начал разоблачительную кампанию против Володина, обвиняя того в коррумпированности.
Впрочем, одним Володиным дело не ограничилось. В конце минувшего года депутат Рашкин анонсировал опубликованный вчера список единороссов, привлекавшихся «за коррупцию». Это стало его ответным ходом. Чуть ранее заявления о том, что большинство коррумпированных чиновников принадлежат к «партии власти», крепко обидели Думу, где означенная партия составляет большинство, и депутат-коммунист был лишен права выступать на пленарных заседаниях.
Такие оргвыводы были сделаны на основании работы комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики Госдумы, проведшей расследование и разобравшей пресловутый список по косточкам. Депутат Геннадий Райков, возглавляющий эту комиссию, заявил, что сколько-то единороссов-злоумышленников и впрямь было обнаружено, но бедствие вовсе не приняло те масштабы, о которых говорил Валерий Рашкин. По словам Райкова, на сегодняшний момент никто из осужденных в партии не состоит, что должно отмести всяческие подозрения от «Единой России» как от рассадника мздоимства и прочей гадости. Конечно, Геннадий Райков тоже немного лукавит, говоря, что не стоит копаться в партийном прошлом преступников. Однако факт их нынешней беспартийности налицо и вполне может свидетельствовать о так называемом «очищении рядов» партии власти. Райков даже приводит в пример КПСС, где потенциальных уголовников в одно мгновение исключали из партии. В итоге резюме комиссии было однозначным: сведения недостоверны.
Сам виновник скандала, однако, от позиций не отказывается и упирает на то, что каждый осужденный на момент совершения преступления имел к ЕР самое непосредственное отношение. По подсчетам Рашкина, все поименованные в его списке преступники должны в общей сложности отсидеть 590 лет. Однако ключевым заявлением депутата можно считать это: «Я намерен разговаривать с руководством КПРФ и с другими оппозиционными партиями, с тем чтобы подготовить обращение к «Единой России» и призвать их не участвовать в выборах депутатов Госдумы». Таким образом, предвыборная направленность скандала его инициатором не только не скрывается, но даже всячески выпячивается.
Исследователи данного скандала в частности и деятельности Валерия Рашкина вообще в ответ на активизацию антикоррупционной деятельности депутата периодически в стиле «не лучше ли, кума, на себя оборотиться» припоминают его связи с некоей саратовской коммерческой фирмой, которая якобы перечисляла средства в его предвыборные бюджеты, а потом одни ее представители занимали места в региональном списке КПРФ, а другие получали удостоверения помощников депутата.
Политические обозреватели уже высказывали и другое мнение: такая активность Валерия Рашкина созрела не на пустом месте, а с молчаливого благословения отдельных представителей руководства КПРФ, которые хотят инициировать широкое обсуждение коррупции в рядах «ЕдРо» и тем самым отвести внимание от себя. Речь идет о нашумевшем процессе «Зюганов против Кагарлицкого», начавшемся после того, как политолог Борис Кагарлицкий публично выставил «коррупционные баллы» оппозиционным партиям. «Почетное» первое место заняла в списке как раз компартия, по поводу чего теперь ее лидер и судится.