Рост курса доллара для некоторых отечественных предприятий сыграл на руку. У "АвтоВАЗа", например, фиксированные рублевые цены. И если бы не снижение спроса на автомобили, концерн мог бы неплохо заработать. Но теперь "АвтоВАЗ" просит помощи у государства. Такую помощь "АвтоВАЗу" пообещал Владимир Путин. Только на погашение долгов концерн получит 25 миллиардов рублей. Кроме того, премьер поддержал российский автопром лично. Владимир Путин купил себе автомобиль "Нива".
Этот волнительный момент соединения кузова с двигателем и задней подвеской на автовазовском сленге называется свадьбой. А уже через восемь часов этот автомобиль в полностью собранном виде сойдет с конвейера. Правда, выпускать по одной машине в минуту, как в лучшие годы, у "АвтоВАЗа" сейчас, конечно же, не получается. Рабочие рады уже тому, что работают четыре раза в неделю пусть и по сокращенным, шестичасовым, сменам.
И сегодня у руководства "ВАЗа" было две новости — хорошая и плохая. В прошлом году предприятие, на котором работает более 100 тысяч человек, выпустило 800 с лишним тысяч машин. Это была хорошая новость. Плохая — из-за кризиса продать их все не удалось. У премьера новостей тоже было две. Плохая — когда закончится кризис, а значит, вырастет спрос на автомобили, — неизвестно. Хорошая – "АвтоВАЗу" будет оказана помощь. "Мы выделим непосредственно для "АвтоВАЗа" где-то 20, свыше 20 миллиардов рублей. Прямо напрямую. Для того, чтобы предприятие могло расчистить свои финансовые обязательства и создать условия для выхода на новую линейку", — заявил Владимир Путин.
— Работа будет?
— Работать будете, 100%.
— Спасибо. Спасибо большое.
Несмотря на кризис, массовых сокращений на заводе не было. Но вот сокращение спроса на автомобили будет продолжаться весь этот год. В правительстве исходят из того, что падение по легковым автомобилям будет на 60% процентов.
"АвтоВАЗ" по сравнению со своими западными конкурентами находится в привилегированном положении. Ввозные пошлины повысили, а курс рубля упал.
"Иностранный производитель, ваш конкурент, производил за границей и производит за границей автомобиль, производство которого стоит ему там, за границей, 10 тысяч долларов. По старому курсу он сюда привез. И продал здесь эту машину за 250 тысяч. Так? А по новому курсу теперь уже 330 надо выложить. А ваша-то цена осталась прежней", — объяснял премьер. Кстати, сам он этим конкурентным преимуществом уже воспользовался.
— Вот какой автомобиль нашего завода вы бы приобрели себе, и приобрели бы?
— "Ниву". У меня есть. Скоро оформлю.
Правда, как раз сегодня цены на продукцию "АвтоВАЗа" выросли — на 2,5%. Потому что в "Ладах" есть импортные комплектующие. И прямая помощь государства "ВАЗу" спрос на его продукцию поднять не может. "Вот вливания, на уровне государства поддержка — да, это прекрасно. Вы нам, может быть, какой-то госзаказ дадите, который нам даст возможность выживать, но не жить. Пока вот мы с вами здесь разговариваем, наш автомобиль подрожал на 10 тысяч рублей. И вот эти темпы роста продукции нашей автовазовской, они сдерживают покупку. А банки что делают, посмотрите? 18-20%, скрытые проценты", — посетовал в беседе с Путиным сварщик Андрей Захаров. "Вы очень хорошо подготовлены, Андрей, — ответил премьер. — Надо снижать банковские ставки. Это комплексные задачи. Банковская ставка, ставка рефинансирования из Центрального банка, как вы знаете, сегодня 13%. Связано это, в том числе, и с инфляцией. Она не может длительное время находиться ниже инфляции, иначе просто банковская система развалится".
Возражать против борьбы с инфляцией никто не стал. Собственно эта проблема рабочих "АвтоВАЗа" тоже интересует: "Мы знаем из СМИ, что цены на продукты питания производители существенно не поднимают. В то же самое время цены на продукты питания в магазинах у нас повышаются на десятки процентов". "Рост значительный по отдельным продуктам питания, — признал премьер. — Конечно, наверное, некоторые торговые предприятия могут и захотят объяснить это изменением курса национальной валюты. Если для вас как для производителя автотехники это плюс, для рынка продовольствия это в известной степени минус, потому что значительная часть продовольствия завозится по импорту. Но то, что рост все-таки слишком большой, я с вами согласен. Он неадекватен, даже изменению курса национальной валюты. У нас в прошлом году был рекордный урожай зерновых. А в Тольятти и Самаре рост на хлебобулочные изделия составил свыше 25%. Ну вот это все-таки трудно объяснить. И здесь должны повнимательнее поработать антимонопольные органы".
Ну, а о том, как приспособить к современным реалиям "АвтоВАЗ", обсуждали уже на совещании в Научно-техническом центре Волжского автозавода. "Считаю возможным для погашения ранее взятых кредитов внести 25 миллиардов рублей на восстановление текущей платежеспособности предприятия через корпорацию "Ростехнология". К 10 мая (самый поздний срок) все необходимые документы для того, чтобы эту операцию провести, должны быть подготовлены", — распорядился глава правительства.
Ближайшее будущее отечественного автопрома: практически готовы к запуску в серию три спортивные модификации "Калины" и так называемый социальный автомобиль, цена на который будет начинаться всего со 180 тысяч рублей.