На оборот нефтепродуктов Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена распространить принципы закона «О торговле».
Служба предлагает законодательно запретить нефтекомпаниям, занимающим более 35% регионального розничного рынка, расширять свою сеть АЗС. Нефтяникам и сейчас приходится просить разрешение ФАС на приобретение новых заправок, но закрепление в законе порогового значения доминирования не позволит компаниям оспаривать отказы службы на согласование сделок, считают чиновники, пишет газета «Коммерсант».
Доля рынка может рассчитываться в рамках субъектов федерации, но сейчас продолжаются обсуждения о возможности локализации товарных рынков в рамках муниципальных границ или основных трасс. Аналогичная дискуссия ведется и в рамках закона «О торговле».
Доминирование в некоторых регионах помогает компаниям завышать цены на нефтепродукты в рознице, не раз заявляли чиновники.
По данным службы, сейчас более чем в 50 субъектах федерации доля ВИНК на розничном рынке превышает 35%, а в каждом третьем составляет 50-60%. «Роснефть» доминирует в 15 регионах, ЛУКОЙЛ – в 11 регионах, третье место у «Сургутнефтегаза» (четыре региона), четвертое делят ТНК-ВР и «Газпром нефть» (по три). В 20 регионах доминируют независимые от ВИНК игроки. Заставлять нефтяников продавать уже имеющиеся станции чиновники не намерены.
В нефтяных компаниях, по сути, обсуждать предложения ФАС не захотели. В Минэкономики «Ъ» сообщили, что предложения ФАС пока не получали, и комментировать их отказались. Однако в министерстве отметили, что идею ограничения на выделение монополистам земельных участков под АЗС поддерживают.
Правила, предлагаемые службой, могут стимулировать компании менять принадлежащие им АЗС в регионе доминирования на станции конкурентов в регионах, где доминируют уже другие компании, отмечают эксперты.
Однако сами нефтяники говорят, что вряд ли будут использовать такой механизм, поскольку это вызовет дополнительные затраты. Во-первых, придется проводить ребрендинг, во-вторых – заниматься техническим перевооружением станций, интегрированных в корпоративную структуру.