Напомним, в 2010г. в Управление поступило 256 обращений граждан на действия кредитных организаций, в том числе 253 письменных обращения (в 2009г. – 116, из них 108 письменных). Причины обращений граждан следующие:
-одностороннее изменение процентной ставки;
-незаконность взимания Банком дополнительных платежей;
-навязывание потребителю услуги по заключению договора страхования;
-навязывание Банком условий о подсудности возможных споров.
Управлением в 2010 году проведено 188 проверок. В отношении хозяйствующих субъектов (банков) Управлением вынесено 8 постановлений об административных правонарушениях и 79 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей.
«По мере развития и углубления финансовых рынков вопросы финансовой грамотности населения и эффективная защита прав потребителей в данной сфере приобретают решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного рынка финансовых услуг как важнейшей составляющей национальной экономики», — отметила начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Н.К.Цветкова.
Большое внимание продолжает уделяться Управлением Роспотребнадзора участию в гражданско-правовой защите потребителей финансовых услуг посредством реализации соответствующих полномочий по инициативному обращению в суд либо по вступлению в судебные процессы для дачи заключения по делу.
В рамках исполнения полномочий за истекший период 2011 года Управлением дано 150 заключений по делам защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг. Для сравнения: за 2010 год Управлением дано 345 заключений по делу. 98% заключений в 2010 году связано с требованиями потребителей по возврату денежных средств уплаченных за открытие и ведение ссудного счёта. За 2010 год при рассмотрении исков, в которых Управление принимало участие с заключениями по делу в сфере оказания финансовых услуг присуждено денежных средств в пользу потребителей по решению суда первой инстанции 6 836 000 рублей, в том числе 178 000 рублей составила сумма возмещения морального вреда.
«Накопленная за последние годы положительная правоприменительная практика — как административная, так и судебная — создает объективные предпосылки для более действенного использования в деле пресечения недобросовестных практик предоставления финансовых услуг возможностей гражданского судопроизводства по защите соответствующих прав неопределенного круга потребителей», — отметила Н.К.Цветкова.
В 2010 г. Управлением рассмотрены обращения граждан на неправомерные действия ОАО КБ «Стройкредит», выразившиеся в одностороннем изменении банком процентной ставки в сторону увеличения. По результатам проверок кредитной организации выданы предписания, составлено 8 исковых заявлений потребителям, а также подан иск в защиту неопределенного круга лиц. Целью указанного искового заявления является понуждение ОАО КБ «Стройкредит» исключить из типовой формы договора потребительского кредитования условия о возможности Банка в одностороннем порядке изменять процентную ставку, а также условия о безальтернативной подсудности. 17 марта 2011г. Нижегородским районным судом г.Н.Новгорода по делу было вынесено решение – иск Управления удовлетворен полностью.
Очевидно, что недостаток финансовой грамотности значительной части населения ограничивает способность людей принимать эффективные и адекватные решения относительно управления своими денежными средствами, вынуждая их идти на неосознанные финансовые риски. Отдельные кредитные организации используют в своих интересах то, что население, испытывающее потребность в качественном быте при недостатке денежных средств, легко «идет» на возникновение долгов на фоне агрессивной маркетинговой политики производителей и продавцов товаров, навязчивой рекламы услуг банков и опасной «доступности» кредитов.