Премьер Михаил Фрадков сегодня начал заседание правительства с работы над ошибками. И вслед за президентом, раскритиковал министров за провальные программы в регионах. Накануне Владимир Путин высказал недовольство тем, как развивается Камчатка. Фрадков пообещал сделать выводы и наказать ответственных за это министров. По его мнению, импульсом к развитию регионов должны стать новые железные дороги. Это и стало главной темой.
Председатель правительства заседание начал что называется без разгона и жестко. Было отчего. Недавно президент критиковал кабинет министров за неуклюжую региональную политику. «Критики президента вполне достаточно, чтобы сделать административные выводы. Прошу проанализировать, как выполнялись поручения и внести предложения по взысканию, — строго начал Фрадков. — Эта критика очень справедливая, мы должны в очередной раз извлечь урок».
Регионы России действительно развиваются очень неравномерно. По словам премьера, есть просто запущенные. Исправить эту ситуацию можно. Одно из необходимых условий — современные разветвленные железные дороги. Такие, каких в России пока нет. Что есть? Изношенный на 84% парк локомотивов, отсталая инфраструктура. Протяженность дорог за последние годы сократилась на две с половиной тысячи километров. Никогда раньше правительство не заглядывало так далеко. Министры обсуждали сегодня как будет выглядеть и работать железнодорожный транспорт России в 2030 году.
«Путь между Москвой и Санкт-Петербургом займет 3 часа, до Сочи — 14 часов. Россия станет удобней для туризма. Это не просто модернизация отрасли — будет создана новая железнодорожная отрасль», — заявил президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин.
На это планируется потратить колоссальные деньги. Почти 14 триллионов рублей. Источники финансирования — любые возможные. Федеральный, местный бюджеты, частные вложения. Ни у одного министра не возникло сомнений, что железные дороги того стоят.
«Вы забежали вперед и правильно сделали, — прокомментировал слова Якунина Фрадков. — Но роль «паровоза» не простая». Так было всегда. Экономика выстраивалась вдоль железных дорог. А через 13 лет в России их станет на 20 тысяч километров больше. Интенсивнее всего строить будут в восточной части страны. Там уже разведанные месторожения не начинают осваивать порой только потому, что нет дорог.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев напомнил — ископаемые ресурсы — это конечно важно. Но не все. «У нас есть и такая сложная тема, как пригородные перевозки, пригородное сообщение. Хотелось бы, чтобы у нас было понимание того, как будут финансироваться соответствующие виды перевозок, которые имеют особое социальное значение», — высказал пожелание первый вице-премьер.
Для пригородных перевозок будут созданы 15 новых компаний. Пойдут поезда повышенной комфортности. И тарифы — об этом говорили отдельно — должны быть минимально возможные. Иначе ни в пригородных, ни в поездах дальнего следования возить будет некого. Не повторить ошибок прошлого. Таких, например, которые не дали возможности БАМу работать с необходимой нагрузкой.
А, значит, планы регионов, других отраслей от энергетики до образования, должны быть согласованы со стратегией развития железных дорог, чтобы новые локомотивы, пусть и со скоростью 350 километров в час не ездили по просторам страны впустую. А это, без преувеличения — стратегия развития России на ближайшие 13 лет.