Едва успел вступить в силу новый закон об ограничениях на привлечение иностранной рабочей силы, как его последствия весьма зримо отразились на работе московских рынков. Продавцы с российским паспортом в кармане пока не смогли заполнить освободившиеся после исхода иностранцев торговые места, из-за чего цены на рынках поползли вверх. Столичные власти уже бьют тревогу: новых рабочих рук взять неоткуда.
«Каждый день с момента вступления в силу закона – это потеря в обслуживании москвичей, – заявил руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков. – Пока очередь не стоит из граждан России, чтобы занять место тех, кто уйдет. А это 28-30 тыс. мест». Выступая в четверг на заседании городского штаба по реализации мероприятий, направленных на исполнение нового закона, чиновник подчеркнул, что есть рынки, где работают исключительно вьетнамцы или китайцы. Что будет с ними, когда настанет 1 апреля, непонятно, ведь по закону к этому времени на них должны остаться только российские коммерсанты.
Глава департамента также напомнил, что существуют национальные продукты, к которым москвичи уже привыкли. «Есть вещи, которые сезонные. И что, мы должны от них отказываться? Например, узбек, который привозит мешки орехов или урюка. Этот товар необходим нам, москвичи к нему привыкли», – подчеркнул Малышков. По его мнению, необходимо давать разрешение производителям продукции, которая не выращивается в российских регионах.
Между тем, по данным Минэконом развития, сегодня россияне покупают на рынках около половины всей овощной продукции, около 40% мяса и птицы, более 60% швейных, трикотажных и меховых изделий, а также более 55% всей обуви. Всего в России действует порядка 5,8 тыс. рынков, на которых предлагают свой товар 1,2 млн торговцев.
Зарплаты в этой сфере торговли, прямо скажем, невысоки, и найти новых работников взамен гастарбайтеров не так-то просто. Так, по данным Управления федеральной государственной службы занятости населения по Москве, на начало декабря 2006 г. в городском банке данных находилось почти 4 тыс. вакансий «продавец продовольственных товаров» и «продавец непродовольственных товаров» со средней заработной платой соответственно 7,5 тыс. руб. и чуть более 8 тыс. рублей. В то же время в службе занятости города было зарегистрировано только около 2 тыс. соискателей с соответствующими специальностями.
Члены штаба объясняют ситуацию тем, что москвичи не хотят трудиться на тяжелых работах за небольшие деньги. Аналогичная обстановка складывается и в других отраслях, где трудится много иностранцев.
Впрочем, во многих регионах России ситуация на рынках, кажется, остается спокойной. «Из иностранных граждан на нашем рынке торговали всего 20 человек, – говорит администратор одного из тюменских рынков. – Они завершили свою деятельность, поскольку у них закончился срок миграционного разрешения на работу. Продлевать документ они не стали, поскольку в этом нет смысла, учитывая полный запрет их работы на рынках с 1 апреля. А на освободившиеся 20 мест у нас уже нашлись желающие. Поэтому новые правила не скажутся на работе нашего рынка».
По рейтингу Всемирного банка, составленному по количеству прибывающих в страны мигрантов, Россия находится на втором месте после лидера списка — США.