При создании на участке автоматического орошения следует изначально продумать все технические нюансы и, естественно, необходимо предусмотреть мероприятия по выполнению сезонной консервации на зимний период. Это позволит обеспечить ее полноценную функциональность и значительный срок эксплуатации и упразднит дорогостоящий ремонт.
Для чего необходима консервация
Монтажная глубина расположения трубопровода, датчиков, электромагнитных клапанов и дождевателей, из которых и состоит автополив, в толще грунта составляет не более 500 мм, а зимой на центральной части России грунт может промерзать до 1,5 м. При понижении температуры остатки влаги в коммуникациях превращаются в кристаллы льда, расширяются в объемах и провоцируют конструктивные дефекты. Аналогичная ситуация и с комплексом насосного оборудования. Поэтому в преддверии наступления холодов автополив консервируется на зимний период.
Несмотря на внешнюю простоту, данные работы требуют компетентного исполнения, так как подготовка системы орошения к зиме предполагает применение оборудования высокого давления. Недостаток опыта и незнание основ пневмо- и гидродинамики может повлечь как мелкие, так и крупные аварии. Например,
- при недостаточном уровне давления не будет достигнут необходимый эффект продувки. Влага наверняка останется в таких сложных элементах как спринклеры и повлечет их полный выход из строя;
- при слишком высоком давлении, есть вероятность повреждения целостности трубопроводов, герметичности монтажных узлов и конструкции дождевателей, так как все эти элементы рассчитаны на определенный уровень максимального давления;
- если не соблюсти схему продувки, капельная влага все равно может остаться в коммуникациях.
Алгоритм консервации системы автополива
В принципе, все работы по сезонной подготовке сводятся к осушению и к консервации оборудования и управляющих элементов. Но в деталях необходимо будет выполнить следующее:
- отключение питания насосной установки и опустошение накопительного резервуара;
- демонтаж и организация хранения станции в условиях закрытого помещения с комнатной температурой;
- сброс давления в системе. В зависимости от конструкции это делается через гидророзетки или посредством электромагнитных клапанов;
- подключение пневматического компрессора к узлу продувки и полное принудительное удаление воды из системы сжатым воздухом. Нагнетаемое давление должно быть в 1,2 ÷1,4 раза больше величины рабочего давления автополива. При сложных схемах данный этап работ может проводиться в 1÷3 цикла на каждом участке системы, чтобы в соплах оросителей не осталось даже микроскопической влаги. Когда коммуникации — довольно протяженные и предполагают разный принцип орошения, то работы по продувке начинают от центральной точки подачи воды и с осушения трубопроводов и постепенно переходят к отдаленным участкам. Системы капельного полива продуваются последними.
По окончании продувки отключают компрессор и переводят контроллер в режим «OFF». Если управляющий блок располагается на улице, его, а также метеодатчики и оросители непрячущегося типа окутывают полиэтиленом или специальными защитными колпаками.
Анастасия Сибирская, ГИПОРТ (ML)