На сегодняшний день на рынке представлен широчайший набор самой разной аудиоаппаратуры для создания музыкальной системы в вашем автомобиле.
Многим покупателям сейчас нелегко разобраться и сделать выбор даже среди аппаратов, выпускаемых одной фирмой. Действительно, например, в линейке головных блоков компании Sony насчитывается порядка 30 аппаратов, а модельный ряд JVC состоит из 38 устройств.
От обилия разноцветных панелей на стенде в магазине у любого покупателя начинает рябить в глазах. Чем обусловлено такое разнообразие и какая автомагнитола наилучшим образом подойдет именно для вас, в чем отличие между аппаратами даже одного производителя? В этой статье предпринимается попытка разрешить эти вопросы.
Автомагнитола является центральным элементом любой аудиосистемы в автомобиле. Неслучайно этот компонент еще называют головным блоком системы. Автомагнитолы имеют множество особенностей, которые часто определяют принадлежность аппарата к тому или иному классу и, соответственно, ценовому уровню.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ АППАРАТОВ
ISO-коннектор
Любая автомагнитола представляет собой устройство в технологическом невзрачном корпусе. Красиво и привлекательно выглядит только передняя панель. Но чтобы оценить уровень и возможности аппарата, для начала следует обратить внимание не на яркий дисплей и, возможно, необычный вид органов управления, а на заднюю стенку корпуса устройства. На ней расположены все основные разъемы и провода для подключения аппарата к системе и для подсоединения дополнительных устройств. Первое, на что следует обратить внимание, это способ подсоединения аппарата к проводам электропитания и акустической системы. Здесь все магнитолы делятся на два типа: имеющие проводное соединение и оснащенные ISO-коннектором. На сегодняшний день большинство аппаратов имеют ISO-коннектор и лишь некоторые подключаются через проводное соединение. ISO-коннектор представляет собой разъем, состоящий из двух частей. Одна часть объединяет все провода, идущие к электропитанию, а другая, соответственно, провода динамиков. Основное преимущество ISO-коннектора над проводным соединением состоит в том, что такой разъем предусмотрен в большей части современных автомобилей, и поэтому установка магнитолы с ISO-коннектором максимально упрощается: необходимо лишь соединить разъемы на автомагнитоле и в установочном гнезде автомобиля. Это не требует пайки проводов, как при проводном подключении, но обеспечивает надежное соединение. Одним словом, значительно более удобно и надежно. ISO-коннектор может быть либо встроен в корпус магнитолы, либо подсоединен к магнитоле при помощи проводов, продающихся в комплекте с аппаратом.
В случае, если приобретенная вами магнитола оснащена ISO-коннектором, а автомобиль нет или наоборот, рекомендуется купить дополнительный ISO-разъем отдельно и развести проводку от него. Таким образом вы дооснастите автомобиль универсальным разъемом, который значительно облегчит жизнь в случае замены автомагнитолы. Ну а если ни купленный блок, ни автомобиль не имеют ISO-коннектор, то придется все же повозиться с проводами.
Линейные выходы
Другим крайне важным элементом задней панели автомагнитолы являются линейные выходы предусилителя.
Иногда линейные выходы по виду напоминают разъем ISO-коннектора. В такой ситуации для подключения к ним необходимо использовать соответствующий разъем. Но в большинстве случаев каждый линейный выход состоит из двух круглых разъемов (один, как правило, красный, другой белый) для правого и левого каналов. Линейные выходы такого вида носят название RCA.
На линейный выход подается сигнал после предусилителя, не прошедший через встроенный в головной блок усилитель. Поэтому именно линейные выходы позволяют дополнить аудиосистему внешними усилителями мощности. А подключение внешних усилителей – самый надежный способ значительно повысить качество работы всей автоаудиосистемы. И речь идет, конечно, не только о более громком и мощном звуке. От добавления в цепь подходящего внешнего усилителя значительно выигрывает общее качество звучания. Помимо усилителей к линейным выходам можно подключить другие полезные внешние компоненты, например эквалайзер, кроссовер, процессор окружающего звучания. Линейные выходы понадобятся и для подключения пассивного сабвуфера, который можно подключить только через внешний усилитель мощности.
Магнитолы низшей ценовой группы и некоторые аппараты среднего уровня часто оборудованы только одним линейным выходом на фронтальные или тыловые каналы. Такая конструкция позволяет подключить внешние усилители мощности только на соответствующие каналы. При наличии сразу двух линейных выходов можно усилить как фронтальные, так и тыловые каналы. Как правило, два линейных выхода имеют аппараты средней и высшей категорий.
Систему, построенную на основе магнитолы без линейных выходов, никогда не удастся расширить. В этом случае придется довольствоваться лишь встроенным усилителем, а его часто недостаточно для получения в салоне хорошего качества звучания.
Рядом с линейными выходами частот располагается линейный вход. Внешне он выглядит абсолютно так же, как и линейный выход. Линейный вход также позволяет подключить дополнительное оборудование для расширения системы. Через него можно подключить внешние источники звука.
Другие элементы задней панели
Помимо линейных выходов и коннекторов для подключения электропитания и акустики на задней панели некоторых аппаратов располагается разъем для подключения CD-чейнджера. Возможность подключить это устройство бывает как у кассетных магнитол, так и у CD-ресиверов. К магнитоле можно подключить чейнждер только той же фирмы, что и сама магнитола.
На задней панели располагается также разъем для подключения внешней антенны. Дооснащение магнитолы внешней антенной обязательно для работы тюнера, так как встроенной антенны ни одна автомагнитола не имеет.
Размеры корпуса
Для удобства установки аппарата в соответствующее гнездо автомобиля все магнитолы имеют один из стандартных размеров. Самый распространенный размер головного блока это 1 din (примерно 178х50х180 мм), он подходит практически ко всем отечественным и импортным автомобилям. В американских и в некоторых японских машинах места под автомагнитолу отводится в два раза больше, и специально для подобных салонов производители выпускают 2 din (примерно 178х100х180 мм) аппараты. Последние кроме тюнера, как правило, имеют сразу несколько дополнительных источников звучания, например кассетную деку и CD-проигрыватель, а иногда даже и MD-проигрыватель. Таким образом, в одном корпусе вы получаете сразу целый музыкальный центр. Но в большинстве случаев без изменения конструкции «торпедо» установить такие «широкие» аппараты невозможно и приходится довольствоваться аппаратами размером 1 din. Здесь уже приходится выбирать, что купить. Поскольку кроме тюнера в таких магнитолах предусмотрен лишь один дополнительный источник сигнала: кассетная дека, CD или MD-проигрыватель. В последних двух случаях головные блоки еще называют CD или MD-ресиверами соответственно. Также в продаже иногда встречаются магнитолы промежуточного размера 1,5 din (примерно 178х75х180 мм), но это уже редкость.
Защита от кражи
При установке аппарата в «торпедо» корпус магнитолы просто вставляется в установочное гнездо. Конечно, на корпусе предусмотрены специальные фиксаторы, чтобы устройство нельзя было извлечь без помощи специально прилагающихся в комплекте с магнитолой ключей. Но для воров это серьезной проблемой не является. Поэтому неудивительно, что отдельным пунктом в характеристике магнитолы является пункт «защита от кражи».
В современных моделях головных блоков используются различные типы защиты от краж. Наиболее распространенным видом защиты от воров является съемная передняя панель. В этом случае, оставляя машину без присмотра, владелец может просто забрать переднюю панель с собой, и магнитола таким образом лишится всех органов управления и индикации. Подобное средство безопасности имеет большинство аппаратов всех ценовых категорий. В дополнение к нему некоторые устройства иногда оборудованы кодами безопасности, не зная которых, включить аппарат невозможно.
Однако даже один корпус магнитолы без передней панели иногда привлекает воров. Во избежание кражи в таких случаях можно только полностью извлечь аппарат из установочного гнезда перед уходом. Поэтому некоторые устройства имеют так называемые «салазки». В этом случае в установочное отверстие в автомобиле вставляется сначала специальный футляр, а уже в него помещается сам корпус аппарата. Футляр и корпус устройства сделаны так, что аппарат можно легко и быстро вытащить из футляра перед уходом и за несколько секунд вставить перед поездкой. Получается, что в момент, когда машина оставлена без присмотра, из нее просто нечего вытаскивать. Недостаток такой защиты от кражи лишь в том, что, оставив машину, приходится носить всю магнитолу с собой.
К сожалению, «салазками» оборудуют только недорогие магнитолы и некоторые модели отечественного производства. Стремиться приобрести аппарат именно с такой защитой от кражи имеет смысл, если вы часто оставляете машину в ненадежном месте.
Передняя панель
Самым привлекательным элементом автомобильного аудиоаппарата является, конечно, передняя панель.
Вообще передние панели автомагнитол грубо можно поделить на два типа: обычные, у которых слот для кассеты или соответственно компакт-диска расположен на самой панели, и откидывающиеся. Во втором случае, чтобы вставить музыкальный носитель, необходимо сначала открыть переднюю панель. При такой конструкции за счет отсутствия слота несколько увеличена полезная площадь на лицевой стороне панели, и многие изготовители благодаря этому делают более крупный дисплей и удачнее располагают органы управления. А это, в свою очередь, позволяет разработчикам реализовывать дополнительные более сложные особенности конструкции. Например, в случае если на панели достаточно много места, производители устанавливают большие многоцветные анимационные дисплеи с трехмерным изображением. Но такие высокотехнологичные особенности свойственны, скорее, аппаратам высшей ценовой категории.
Оба варианта исполнения встречаются в автомагнитолах самых разных уровней и ценовых категорий, и какой из них выбрать, конечно, дело вкуса каждого покупателя.
Однако при покупке аппарата с открывающейся панелью важно следить за тем, происходит ли при открытии панели размыкание контактов на панели и самом аппарате. Дело в том, что, если размыкание происходит, контакты изнашиваются намного быстрее, чем в случае, когда откидывающаяся панель соединена с корпусом аппарата проводами.
Конечно, передние панели аппаратов отличаются друг от друга еще по множеству признаков. Так, например, в дорогих моделях встречаются даже моторизованные панели. Они автоматически открываются после нажатия на кнопку и могут быть зафиксированы под разными углами наклона. Среди других особенностей передних панелей можно также вспомнить, например, материал, из которого изготовлена панель, тип дисплея, различные варианты оформления органов управления и т.д. Понятно, многие из таких особенностей значительно увеличивают стоимость конструкции, а значит, при выборе каждый исходит, скорее, из своих материальных возможностей.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АППАРАТОВ
Мощность встроенного усилителя
Одним из самых важных технических параметров, на который следует обращать внимание при покупке, является выходная мощность встроенного усилителя. Как правило, в техпаспорте указаны максимальное и номинальное значение выходной мощности. Максимальное значение описывает мощность, которую аппарат способен демонстрировать в течение короткого промежутка времени (доли секунд), не внося значительных искажений в звучание. Фактически этот параметр говорит о том, насколько успешно аппарат будет справляться с резкими скачками громкости при воспроизведении сложной по своей динамике музыки (примером такой музыки могут послужить фрагменты в исполнении симфонического оркестра). О том, насколько мощный звук вы получите при долговременном воспроизведении музыки, говорит значение номинальной (среднеквадратичной) мощности встроенного усилителя. Самое пристальное внимание следует обращать именно на этот параметр. В случае если он не указан в инструкции (такое случается нередко), судить о номинальной мощности усилителя можно только после прослушивания аппарата.
При этом, выбирая акустику, необходимо, чтобы максимальная мощность акустики в три раза превышала максимальную мощность, которая заявлена в параметрах автомагнитолы.
Функциональные возможности
Сегодня на рынке автомобильных головных блоков можно встретить аппараты с самым разным набором функциональных возможностей. Однако для моделей всех ценовых категорий сложился относительно устойчивый набор функций, обеспечивающий минимально необходимый уровень комфорта пользователя. В аппаратах средней и особенно высшей ценовых групп, конечно, встречаются функции, которые хотя и дают пользователю дополнительные возможности, не являются при этом «предметом первой необходимости». И вопрос, действительно ли они необходимы, решать только покупателю. Здесь важно лишь помнить, что именно эти функции часто значительно увеличивают стоимость аппарата.
Регулировка звучания
Для настройки звучания во всех магнитолах разных ценовых уровней присутствует настройка уровня высоких и низких частот. Этот набор носит название «Стандартный набор оперативных регулировок». Некоторые модели позволяют отрегулировать также уровень средних частот. Во многих аппаратах вы найдете и функцию тонкомпенсации. Если она правильно сделана, активировать ее будет полезно на малой громкости. Эта функция автоматически повышает уровень низких и высоких частот, и звучание становится более насыщенным.
Помимо тонкомпенсации многие аппараты имеют фирменные функции оперативной настройки. Различные функции подъема низких частот и прочее. К сожалению, эти функции не всегда бывают качественно реализованы и порой даже портят звуковую картину. Поэтому при покупке аппарата с подобными возможностями нелишне будет послушать самому, какое влияние они оказывают на звук. В большинстве случаев качество их работы напрямую зависит от ценового уровня модели.
Для настройки звука в аппаратах любых ценовых групп также очень популярны хранящиеся в памяти устройства так называемые предустановки звучания. Каждая из таких предустановок после ее включения некоторым образом изменяет баланс между регистрами. В зависимости от ценового уровня аппарата предустановок может быть от 3 до 7 и даже более.
И регулировка тембра, и предустановки присутствуют почти во всех аппаратах всех ценовых уровней. Важно, что, как правило, проводить подобные регулировки несложно даже во время движения, не отвлекаясь от дороги. Предустановки, например, часто вызываются одним нажатием на кнопку. Минусом подобной настройки является то, что она всегда довольно грубо меняют баланс между частотами. Тогда как для получения звучания, соответствующего вкусам водителя, часто требуется довольно тонкая настройка.
Провести такую тонкую регулировку лучше всего с помощью параметрического эквалайзера – устройства, входящего в состав дорогих моделей. Параметрический эквалайзер имеет небольшое количество полос (наиболее часто — 3), но позволяет менять центральную частоту эквализации каждой полосы и ее добротность. То есть, если вы хотите повысить уровень, например, низких частот, вы сначала выбираете, на какой именно частоте в нижнем регистре произойдет основное усиление, а потом определяете, насколько крутым будет пик АЧХ после усиления. Такая настройка позволит отрегулировать звучание в салоне с высокой точностью. Настроить звук удастся не только в соответствии со своим вкусом, но и с учетом особенностей салона. Однако проводить такую настройку во время управления автомобилем невозможно, да и на стоянке быстро найти наиболее удачное соотношение частот без опыта вряд ли удастся. Одним словом, еще следует подумать, а нужно ли платить за такую функцию деньги, если использовать ее нет особого желания.
Помимо непосредственно регулировок звучания в некоторых аппаратах высокого уровня все чаще стала появляться возможность настройки «распределения» звука по салону. Специальный процессор фокусирует основные звуковые эффекты на одном из кресел салона, чтобы какой-либо пассажир оказался в самом центре музыкальных событий. Эта опция также стоит достаточно дорого.
Среди дополнительных функциональных возможностей аппаратов среднего и высокого уровня встречаются и действительно важные, на которые стоит обратить внимание. Одной из таких функций является индивидуальная настройка громкости отдельно для каждого источника звука. Она позволяет избежать раздражающих скачков громкости при переключении, например, с кассетного магнитофона на радио. А ведь такие скачки очень мешают во время движения. К сожалению, эта функция не характерна для большинства моделей среднего и низкого ценового уровня.
Тюнер
Если говорить о тюнере, то тут важным отличием некоторых аппаратов является расширенный диапазон УКВ. То есть в некоторых моделях, специально адаптированных для работы с отечественными диапазонами, помимо иностранного FM-диапазона присутствует и УКВ-диапазон. Таким образом, пользователю кроме коммерческих станций, которые дублируются в FM и УКВ-диапазонах, будут доступны и некоторые волны, которые есть только в УКВ. Аппараты с расширенным УКВ-диапазоном принадлежат, как правило, к среднему и низшему ценовым уровням.
К стандартному функциональному набору тюнера сегодня относится, например, переключатель стерео/моно. Полезная функция, так как позволяет улучшить качество приема при сильных помехах. Чтобы тюнер фиксировал только станции с уверенным сигналом, удобно пользоваться переключателем чувствительности (дальний/местный прием), который также почти всегда есть в аппаратах всех ценовых категорий. Только в более дорогих моделях есть возможность выбирать уровень чувствительности из нескольких вариантов. Такая функция позволяет сделать работу с тюнером более комфортной, но усложняет управление.
В редких случаях тюнер обходится без функции автоматического поиска и занесения самых сильных станций в память. Но только качество ее работы разное и часто зависит от ценовой категории модели. Поэтому при покупке будет полезно самому оценить ее работу.
Знаменитой функцией тюнера является функция RDS. Она позволяет принимать информацию, передаваемую некоторыми станциями, и выводить ее на дисплей магнитолы в виде бегущей строки. К сожалению, RDS-сигналы передают сейчас немногие станции, но некоторые полезные сведения все же сообщаются. Так, имея аппарат с функцией RDS, вы всегда сможете узнать, например, точное время, температуру и курсы валют. Одним словом, функция, безусловно, полезная.
Проигрыватель CD
Проигрыватели CD в автомобильных магнитолах в основном делятся на группы в зависимости от форматов, которые они способны воспроизводить. Наиболее часто аппараты воспринимают только обычные CD, а также CD-R и CD-RW. Но более дорогие модели читают еще и формат MP3. Возможность использовать МР3 полезна хотя бы потому, что позволяет владельцу воспроизводить диски, записанные им на домашнем компьютере, а также, потому, что МР3-диски содержат значительно больше информации, чем обычные CD. С недавнего времени на рынке начали появляться все более дешевые аппараты с декодером МР3, но их стоимость в среднем все равно больше обычных CD-ресиверов.
Кассетный проигрыватель
Аппараты с логическим управлением имеют ряд стандартных функций, благодаря которым работа с кассетой становится очень удобной и приятной. Среди них автореверс, поиск музыкальных фрагментов по паузам, пропуск пауз и иногда сканирование начальных фрагментов и повтор композиций.
К более редким функциям относится система шумопонижения Dolby B или C. Эта функция актуальна, если вы воспроизводите записи, сделанные с использованием такой системы. В этом случае качество воспроизведения музыки с кассеты заметно улучшится после активации Dolby.
В аппаратах среднего и высокого уровня присутствует важная возможность воспроизводить кассеты не только типа Normal, но и типа Chrome. Последние дольше служат и обеспечивают более высокое качество воспроизведения.
В самых дешевых моделях автомагнитол лентопротяжный механизм имеет механическое управление, и набор функций у таких аппаратов резко снижается до двух: автореверс и перемотка. Такие модели предназначены, скорее, для любителей радио.
ИТОГ
Подводя итог, можно сказать, что среди современных головных аппаратов найдутся модели и для тех, кто не стремится вникать в сложное управление и разбираться с инструкцией, и для тех, кто жаждет отрегулировать все параметры на свое усмотрение и получить максимальный контроль над работой сложной расширенной системы. Таким образом, при выборе аппарата главное — понять, к какой группе пользователей относитесь (или можете себе позволить относиться) вы.