Впервые оставив семилетнее чадо одного на полчаса, Маша, моя подруга, вернулась… нет, не к руинам, конечно… но вид квартиры, ребенка, а в особенности кота впечатлили ее до потери речи. "И что делать? — рыдала она в трубку. — Все время на привязи держать? С няней до 18 лет оставлять?"
Действительно, подумала я, а что делать, чтобы потом не спрашивать, кто виноват?
Ире, матери семилетнего Мити, раз-другой в неделю нужно было уходить из дома на несколько часов — она решила заняться йогой. Митя никогда не оставался один, поэтому Ира взялась готовить его к своему отсутствию постепенно. Начала с того, что уходила в другую комнату, сначала ненадолго, потом на все больший и больший срок. Ира с Митей договаривались, что в это время каждый занимается своими делами, а потом они обсуждают, кто и что сделал за это время.
Шаг за шагом Ира смогла выкроить собственное, только ей принадлежащее время — сначала для занятий дома, а потом и вне его. Главное, говорит она, постепенность и вера в своего ребенка. Да, первый раз уйти из дома оказалось очень трудно. Ире было совершенно не до йоги, и она на нее просто не пошла. Ира бродила по улицам вокруг дома, заходила в магазины, время от времени звонила сыну. Все было нормально — мальчик спокойно перенес одиночество. А потом Ира с Митей научились выгодно использовать свободу и радоваться встрече после разлуки.
Лена попала в сложную ситуацию. Ей нужно было отвести младшего сына в поликлинику, а это означало, что пятилетнюю дочь придется оставить одну. Ни о каком "постепенно" речи тут не шло. Как же Лена выкрутилась? Ее выручило то, что дочка была приучена к режиму и умела засыпать самостоятельно, безо всяких "посиди со мной". Перед сном малышка обычно смотрела получасовые мультфильмы на DVD, а после этого немедленно засыпала на час-полтора. Этим Лена и воспользовалась. Дочке — мультфильмы, сына — в охапку, руки — в ноги… и в поликлинику. К моменту дочкиного пробуждения Лена успела вернуться. Не лучший вариант, надо признать, но тогда ее это очень здорово выручило.
А моя третья подруга — детский психолог. Она дала мне несколько советов, которые я немедленно передала Маше. Надо же как-то спасать кота.
Итак, дано: ребенок в возрасте от пяти лет и старше остается дома один.
Обязательно:
— около телефона должен висеть список "дежурных" номеров (мамин, папин и т.д.) на экстренный случай;
— надо объяснить ребенку, каким вкусным для него(!) блюдом он может пообедать в ваше отсутствие (разогрев его в микроволновке, а лучше — достав из термоса);
— предупредить в доступной для него форме, во сколько вы вернетесь домой ("когда маленькая стрелка часов будет на цифре семь, а большая — на двенадцати", "когда закончится такая-то передача"), не опаздывать и непременно вернуться до того момента, когда ребенка пора укладывать спать.
Еще моя подруга-психолог посоветовала перед уходом предложить ребенку, пока мамы нет дома, заняться чем-то интересным: нарисовать картинку, собрать пазл, прочитать главу из новой книжки. Когда вы вернетесь, непременно похвалите малыша за старания. Но и не ругайте, если вместо этого он два часа смотрел телевизор, а остальное время играл со "взрослыми" вещами: постепенно малыш научится грамотно использовать самостоятельность.
Кстати, особое внимание нужно уделить пониманию ребенком следующих "НЕЛЬЗЯ":
— нельзя никому открывать дверь, даже знакомым людям и соседям;
— нельзя никому(!) по телефону сообщать, что родителей нет дома;
— нельзя ничего кидать с балкона или из окна (лучше всего установить на форточки и двери специальные задвижки);
— нельзя играть с электрическими приборами.
С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Все дети разные, и нервы у матерей тоже разной крепости, так что каждая мама решает это для себя.
Взвесив все услышанное, я решила, что мой сынишка не дорос до многочасовой самостоятельности, но, думаю, он вполне взрослый для "видимости полной свободы" на часик в день, пока я лежу в ванне или занимаюсь делами. Кстати, эта статья — наша маленькая с ним победа на пути к его самостоятельности. Или к моей свободе?