Рост конкуренции и падение прибыльности профильных сегментов финансового бизнеса (банковского, страхового, инвестиционного, брокерского и т.п.) привели к тому, что участники рынка задумались о консолидации усилий. В результате в некоторых странах начали появляться офисы, созданные преимущественно на базе банковских отделений, которые стремились предоставлять клиентам как можно больший набор различных финансовых услуг. Что-то вроде обычного супермаркета, куда можно прийти и купить себе все необходимое – от еды до мебели. За это сходство такие офисы стали называть финансовыми супермаркетами, местом, где любой человек или юридическое лицо сможет оперативно и качественно получить целый набор финансовых или «околофинансовых» услуг (страховые полисы, инвестиционные продукты).
Российские банки тоже начали постепенно понимать, что как раз за такими офисами будущее. Перспективам развития этого прогрессивного вида финансовой деятельности была посвящена конференция «Розничные финансовые услуги: стратегия финансового супермаркета», завершившая вчера свою работу в Москве.
Финансовые супермаркеты в России – быть или не быть?
Финансовые супермаркеты в высокоразвитых странах – отнюдь не новинка. В США они появились еще в начале 20-х годов XX века. Сейчас банкострахование, как один из видов финансового супермаркета, наиболее развито в странах Бенилюкса, Южной Европе и Америке. Как ни странно, попытки создания таких альянсов в наиболее консервативной Северной Европе не привели к положительному результату.
Однако финансовые супермаркеты в России – еще очень большая редкость. Некоторые заявляют, что их в Москве не больше десятка. Другие уверены, что в нашей стране финансовых супермаркетов вообще нет. Однако приход на наш рынок крупнейших западных игроков (в частности, «Сити Банка» – одного из первопроходцев в этом деле) привел к тому, что и российские банки стали задумываться над объединением усилий с другими представителями финансового бизнеса.
Самое радикальное мнение выразил Арен Апикян, управляющий директор УК «Альфа-Капитал». «Чтобы вы ни говорили, у нас в стране финансовых супермаркетов нет. Мы к этому пока только движемся. Наша главная проблема в том, что никто не хочет продавать чужой продукт», — уверен Апикян. С ним частично согласен и Дмитрий Тарасов, директор департамента стратегического планирования «Сбербанка России», который считает, что финансовые супермаркеты вряд ли приживутся в России. По крайней мере, в ближайшее время. Однако он не исключает и положительный результат, но относит его к разряду исключений.Директор A.T. Kearney Юрий Добрынин опирается, прежде всего, на опыт Европы, который показывает, что перспективы у такой финансовой деятельности нет. «За три последних года доля банковского страхования в Европе резко сократилась. Это означает, что такой канал не работает. Я считаю, что если и у финансовых супермаркетов есть будущее, то это будущее за альянсами банков, страховых компаний и… как ни странно, развитых продуктовых сетей. Подумайте о продовольственных супермаркетах», — сказал Добрынин.
«В России существуют финансовые супермаркеты и довольно успешно. Но не в западном их понимании, — считает Сергей Хестанов, управляющий директор УК «Финам Менеджмент». — Российский финансовый супермаркет отличается от западного также, как обычный универсальный магазин от «Рамстора». Для нашей страны свойственен, как правило, набор из 2-3 финансовых услуг». По мнению Хестанова, финансовые супермаркеты в России делятся на три группы: альянс управляющей компании, страховой компании и банка; банка и страховой компании и банка; банка и управляющей компании. «Между тем, западное понимание этой финансовой организации более широкое, но, к сожалению, время таких компаний, которые смогут работать на российском рынке, не пришло», — считает эксперт.
Как ни странно, прошедшая конференция показала, что у нашей финансовой элиты нет единого отношения к финансовым супермаркетам, а также нет уверенности в необходимости их присутствия на российском рынке. Нет даже единого понимания, что же такое финансовый супермаркет «на российский манер».