Архиепископ Доминик Мамберти: антикризисные меры одних государств не должны причинять ущерб другим

20-23 марта в Москве побывал с рабочим визитом секретарь Святого Престола по отношениям с государствами архиепископ Доминик Мамберти. В ходе визита глава внешнеполитического ведомства Ватикана ответил на вопросы «Благовест-инфо».

– Ваше Высокопреосвященство! Уже два с половиной года вы являетесь секретарем по отношениям с государствами Ватикана. Какое место занимают в работе внешнеполитического ведомства Святого Престола отношения с Россией? Как бы вы оценили динамику этих отношений за период с 2006 года?

– Вне всякого сомнения, отношения с Россией имеют для Святого Престола очень важное значение – как потому, что Российская Федерация находится на первом плане геополитической картины мира, так и в силу созвучия, по целому ряду пунктов, позиций России и Святого Престола на многочисленных международных форумах. Как, например, в вопросах сохранения мира на Земле, сотрудничества между народами и диалога между культурами, по проблемам бедности и голода, защиты человеческой жизни и семьи, борьбы за свободу вероисповедания, развития биогенетических исследований в соотношении с достоинством человеческой личности, начиная с первого момента её существования, и так далее. В последние годы, после визита в Россию в октябре 2005 года архиепископа Джованни Лайоло, в то время секретаря по отношениям с государствами, мы продвинулись в диалоге, в ходе которого разрабатываются различные проекты, как направленные на свидетельство об объединяющих нас традиционных аспектах, так и ориентированные на поиск совместного ответа на драматические вызовы современности. Например, я могу уже сейчас сказать вам, что планируется проведение большой художественной выставки христианского искусства, которая будет совместно организована Святым Престолом и Российской Федерацией.
 

Не могли бы вы рассказать об основных итогах вашей поездки – и в плане общения с коллегами-дипломатами и с собратьями – церковными иерархами?

– Итог, безусловно, положительный, что вытекает, как я уже сказал, из констатации созвучия, по многим пунктам, точек зрения на обстановку, сложившуюся в современном мире. В контексте нынешнего мирового кризиса присутствие и участие Церкви оказывается весьма важным, как это неоднократно подчеркивал сам президент Медведев. Это хорошо осознаёт и католическая община в России, которая, несмотря на свою малочисленность, старается свидетельствовать о всеобъемлющем опыте Католической Церкви и, в частности, о таком богатстве, как социальная доктрина: в этом отношении, насколько мне известно, Православная Церковь тоже активно разрабатывает свои адекватные ответы на возникающие вопросы.
 

Во время этого короткого визита мне удалось посетить Троице-Сергиеву лавру, сердце русского православия. У меня также была возможность совершить святую мессу в кафедральном соборе и встретиться с архиепископом Паоло Пецци.
 

– Каковы, по-вашему, перспективы развития контактов между Святым Престолом и РФ, с одной стороны, и Римско-Католической Церковью и Русской Православной Церковью, с другой, особенно в свете встреч последних дней с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и представителями Московского патриархата? В особенности в деле преодоления нынешнего экономического кризиса. Каковы наиболее эффективные направления сотрудничества?

– Экономический кризис являет собой серьёзный нравственный и духовный вызов для современного мира. Ввиду исчезновения экономических и социальных гарантий, на которые до недавнего времени Запад возлагал надежды, связанные с будущим, вновь возникают насущные вопросы относительно значения самой жизни и деятельности человека, также и в области социально-экономической. Без ответа на эти вопросы не могут быть решены и социально-экономические проблемы. Им будет посвящена новая папская энциклика. Несколько недель назад, в начале Великого Поста, Его Святейшество Папа Бенедикт XVI сказал, что христианам следует противостоять кризису «компетентно», но и «с большой этической ответственностью, образуемой и пробуждаемой сознанием, которое формируется Евангелием», – то есть обличая «человеческую скаредность как грех» или, по словам Послания к Колоссянам, – «скупость как идолопоклонство», что идёт против истинного Бога, искажает Его образ и подменяет его образом другого божества, «мамоны».
 

«Разум, и наш также, – с большой смелостью сказал в этой связи Папа, – омрачён, мы видим это каждый день. Потому что эгоизм, корень скупости, состоит в желании прежде всего обладания собой и миром для себя. Этот эгоизм есть у всех нас. Это помрачение: разум может быть высокообразованным, располагать прекрасными научными аргументами, и, тем не менее, быть омрачённым ложными предпосылками, очень умно и большими шагами продвигаясь по ошибочному пути. Без света веры, который проникает во тьму первородного греха, разум не может двигаться вперёд… В мире нельзя создать справедливость при помощи одних только продуктивных экономических моделей, которые тоже необходимы. Справедливость осуществима лишь в том случае, если есть праведники. А праведников нет без смиренного каждодневного труда для обращения сердец».
 

Я обнаружил также, что и светские, и церковные власти России испытывают ту же озабоченность и осознают необходимость сотрудничества, чтобы ответить на великие вызовы нашей эпохи в свете христианских ценностей.
 

Полагаю, что первостепенное значение имеет сфера образования и культуры – как в отношениях на уровне гражданской власти, так и в межконфессиональном диалоге.
 

Хочу добавить: нужно помнить о том, что от последствий экономического кризиса пострадают более всего самые бедные классы и страны, которые, к тому же, менее всего за эти последствия ответственны. Поэтому необходимо преодолевать кризис, уделяя им особое внимание. Конкретно Святой Престол просит, чтобы экономические и финансовые меры, в срочном порядке принимаемые государствами, не причиняли ущерб другим государствам. В частности, нужно избегать протекционистской замкнутости. Кроме того, с большим вниманием относиться к исполнению уже данных обещаний.
 

– Несомненно, нашим читателям будет интересно узнать ваши впечатления от общения с РПЦ, особенно учитывая, что это ваш первый визит. Доводилось ли вам прежде встречаться с Патриархом Кириллом, когда он в сане митрополита возглавлял ОВЦС? Каково отношение Патриарха к совместному деланию двух Церквей на фоне вызовов современности?

– Мне не представлялось случая лично познакомиться с новым Патриархом – ни раньше, ни сейчас, потому что в эти дни он находился с пастырским визитом в Калининграде. Но я встретился с епископом Егорьевским Марком, исполняющим обязанности председателя ОВЦС, который принял меня с большой сердечностью и интересом и порадовался приветствию Патриарху Кириллу, переданному мной от Папы Бенедикта XVI и себя лично. Насколько я мог судить из разговора с епископом Марком и его ближайшими сотрудниками, в Православной Церкви сегодня присутствует чрезвычайно ясное видение проблем общества и Церкви и осознается необходимость разработки совместных, продиктованных общей христианской верой ответов на животрепещущие вопросы нашей эпохи. Другая проблема заключается в том, чтобы найти наиболее адекватные и эффективные способы совместного осуществления этой миссии, посредством тех или иных форм культурного, социального, издательского сотрудничества. Также и в этом плане существует несколько проектов исследования.
 

– Вы хорошо знаете исламский Восток: родились в Марокко, несли служение в дипломатических представительствах Святого Престола в Алжире, Ливане, Судане, Сомали, Эритрее. Как бы вы прокомментировали весьма популярный в наши дни тезис о непримиримом конфликте двух цивилизаций – христианской и мусульманской? Что, по-вашему, могут и должны сделать христиане для преодоления этого конфликта?

– Утверждение о непримиримости конфликта между христианской и мусульманской цивилизациями идёт от упрощённого и, я бы сказал, неглубокого подхода к вопросу. Сторонники этого тезиса не принимают в расчёт всех факторов и, в особенности, реальных возможностей сотрудничества и диалога между верующими христианами и мусульманами в различных сферах. Именно идя по пути диалога и сотрудничества, можно добиться всё большего отдаления угрозы конфликта или столкновения, которая, особенно в последние годы, усилилась по вине экстремистских группировок. Касаясь этой темы, Папа Бенедикт XVI на встрече с представителями мусульманских общин в Кёльне сказал, что «мы, христиане и мусульмане, должны вместе принимать многочисленные вызовы, которые бросает нам наше время», и призвал не поддаваться страху и пессимизму, но поощрять оптимизм и надежду. Затем он добавил: «Межрелигиозный и межкультурный диалог между христианами и мусульманами не должен стать временным выбором. Это, действительно, жизненная необходимость, от которой во многом зависит наше будущее». А буквально на днях, отвечая на вопросы журналистов на борту самолёта по пути в Африку, Папа отметил активизацию межрелигиозного диалога, который развивается во взаимном уважении и сотрудничестве в сфере, имеющей отношение к вопросам общей этической ответственности.
 

Вопросы задавал Дмитрий Власов

источник : Благовест-инфо
 

0 0 голоса
Оценка автору

Читайте нас в Яндекс.Новостях

Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Яндекс.Метрика