Технологии производства современных шипованных шин не стоят на месте и постоянно совершенствуются. Это касается не только появления новых конструкций и материалов шипов, но и самих шин.
В протекторе современных шин используется конструкция многослойной резины разной жёсткости. Эта конструкция позволяет рабочей поверхности шины оставаться мягкой, а в месте крепления шипа наоборот жёсткой, чтобы шип не «подворачивался» при нагрузках и лучше держался.
Где шипуются шины?
Исходя из многолетней практики не столь важно, где шипуются шины: на заводе-изготовителе или у дилера. Однако, очень важно, на каком оборудовании и какими шипами они зашипованы. Технология ошиповки тоже изменилась в связи с техническим прогрессом и сейчас не нужно сверлить отверстия для шипов (в протекторе шин предназначенных для ошиповки уже есть специальные отверстия для шипов). Но, несмотря на это, важность использования качественного оборудования – велика. Шип при установке не должен порвать край посадочного отверстия и должен «сесть» на строго определённую глубину.
Чем шипуются шины?
Что касается самих шипов, то каждая фирма-производитель шин даёт определённые рекомендации в отношении того, какими шипами должна шиповаться каждая конкретная модель шины. Это связано с тем, что шип должен иметь опеределённые размеры, форму и определённую твёрдость (как самого твердосплавного сердечника, так и его корпуса). Шип должен стираться строго равномерно с износом шины. Если он будет слишком твёрдым, то при износе самой шины шип будет слишком сильно «торчать» и подгибаться, что в дальнейшем приведёт к его вылету. Если шип будет слишком мягким, то быстро сотрётся, и не будет выполнять свою функцию. К сожалению, некоторые недобросовестные дилеры, пытаясь сэкономить пару долларов на колесе, шипуют самыми дешёвыми шипами типа «гвоздь», которые заметно ухудшают характеристики шины и гораздо быстрее «выпадают». Такие шины встречаются не только на рынках, где в «сезон» люди «хватают» всё подряд, но и в «недорогих» гипермаркетах, где люди в первую очередь смотрят не на качество, а на цену.
Какие шипы лучше?
Для улучшения характеристик шин и привлечения большего количества покупателей фирмы-производители шин (и фирмы специализирующиеся на изготовлении шипов) тратят большие деньги на разработку и тестирование новых конструкций и материалов шипов. В последнее время разработки ведутся в направлении изменения формы сердечника и корпуса шипа. Каждая новая модель шипа немного превосходит предыдущую по основным характеристикам (торможение, разгон и др.)
Для примера эволюции шипов возьмём наиболее популярные модели шипованных шин фирм Nokian и Gislaved (концерн Continental), которые являются заслуженными лидерами в производстве зимних шипованных шин. На рисунке показано, как изменялась конструкция шипов с переходом от одной модели к другой.
Какие шипы дольше служат и меньше вылетают?
К сожалению, шин, у которых бы шипы совсем не вылетали — не существует. И если шина ошипована на хорошем оборудовании и хорошим рекомендуемым шипом, то это только вопрос времени эксплуатации шины, дополнительных химических воздействий на шину (анти-гололёдные реагенты), а также правильной эксплуатации шин. Скажем несколько слов об анти-гололёдных реагентах, которые портят не только резину, но и сильно окисляют сами шипы. Под действием окисления шип не только уменьшается в размерах, но и его внешняя поверхность становится шершавой и похожей на «шкурку». Это заметно быстрее изнашивает отверстие в резине под шип и ускоряет его выпадение.
И, в конце, скажем о правильной эксплуатации шипованных шин. Шипованную шину нужно обкатывать. Первые 200 км. желательно избегать резких разгонов и торможений. Это нужно для того, что бы все шипы правильно «сели» на свои места и вероятность их вылета уменьшится. Вообще зимние шины (как шипованные так и нешипованные) нужно «беречь». Они предназначены для того, что бы максимально обезопасить вас в сложных зимних условиях на скользких дорогах. И те нагрузки, которые, на сухом асфальте, легко выдерживают летние шины (резкие повороты, разгон, торможение), зимние шины выдерживают с трудом. Зимние шины мягче и менее износоустойчивые т.к. в состав зимних шин добавлены вещества, которые позволяют шине быть мягкой и эластичной даже в сильный мороз.