Как и круговорот воды в природе, человек придумал круговорот воды в своей повседневной жизни. Добывая воду под землей и очищая ее, он теперь подает чистую воду в нужное место. Использованная вода также возвращается под землю.
Чтобы добыть воду труда, а ее качество и вкусовые свойства принесли только удовольствие и здоровье, люди придумали умные механизмы. Рассмотрим их характеристики.
Герметические центробежные насосы подкласса В2 можно подразделить на две группы: с подачей жидкости к опорам насоса непосредственно от напорного патрубка и с автономным контуром питания подшипников. Примером герметического электронасоса первой группы служит электронасос типа С. Опорные подшипники насоса — гидродинамического типа. Рабочие колеса — центробежного типа, посажены консольно на вал. Конструкция насоса унифицирована с таким расчетом, чтобы при едином корпусе статора обеспечить максимальное количество типоразмеров насосов с различными напорами. Таким образом, на одном типоразмере статора может быть собран одно-, двух-, трех-, четырех- и пятиступенчатый электронасос. Рабочие колеса с целью разгрузки их от действия осевых сил выполнены с двухсторонними уплотнениями и отверстием в основном диске для перепуска протечек в зону всасывания.
Перепуск потока жидкости из рабочего колеса первой ступени во вторую и из второй в третью производится через лопаточный направляющий аппарат и обратный канал. В направляющем аппарате имеются девять лопаток постоянной толщины с одинаковым радиусом изгиба. Из последней ступени насоса жидкость поступает в камер} больших размеров, выполняющую роль кольцевого диффузора, затем подается в напорный патрубок, в котором установлен самоочищающийся фильтр.
Корпус статора с железом и обмоткой неразъемной конструкции, так как экранирующая гильза приварена к двум концевым крышкам статора. Питание к электродвигателю подводится через клеммную коробку, полностью обеспечивающую герметичность полости статора. Ротор — обычной конструкции с защитной гильзой.
Низкий к. п. д. электронасоса вызван, очевидно, несовершенной технологией изготовления рабочих органов насоса. Поверхности всех литых устройств не зачищены. Следует напомнить, что, в аналогичных случаях применив последующую механическую обработку литых деталей, удалось поднять к. п. д. насосных агрегатов на 2—3%.
Рабочие колеса насосов выполнены сварными с пазами, через которые покрывающий диск приваривается к рабочим лопастям. При этом между полотном покрывающего диска и торцовой поверхностью лопастей имеется зазор, равный 1,5-2 мм, что совершенно недопустимо.
Следует отметить, что к. п. д. большинства зарубежных серийных герметических электронасосов не превышает 60%, а в некоторых случаях не выходит за пределы 20%. Однако в герметических электронасосах величина к. п. д. имеет второстепенное значение. Во-первых, мощность большинства зарубежных электронасосов не превышает нескольких киловатт, а иногда составляет доли киловатта. Во-вторых, основная цель внедрении герметических электронасосов в промышленность заключается не в повышении экономических показателей производства в целом, а в улучшении условий труда и в возможности осуществления целого ряда непрерывных автоматических технологических процессов. Таким образом, низкие экономические характеристики герметических электронасосов не могут служить причиной отказа от внедрения их в промышленность.
Наиболее простая конструкция герметического центробежного электронасоса. Между ротором и статором расположена экранирующая гильза, приваренная одним концом к выступам статора, а другим — к выступам глухой втулки правого опорного подшипника. Экранирующая гильза ротора приварена к его концевым кольцам. Гильзы и детали, соприкасающиеся с перекачиваемой жидкостью, выполнены из немагнитной нержавеющей стали 18-8. На удлиненном валу двигателя установлено центробежное рабочее колесо, представляющее собой кольцевой диск с высверленными в нем шестью радиальными отверстиями, которые выполняют роль каналов. Жидкость через всасывающий патрубок насоса поступает на всасывание рабочего колеса и далее через шесть радиальных каналов в напорный патрубок. Опорами насоса служат подшипники скольжения, которые изготовлены из графита и нержавеющей стали 18-8, пропитанной политетрафторэтиленом (тефлоном) в случае перекачивания антикоррозионных жидкостей. Смазка и охлаждение подшипников осуществляется рабочей жидкостью.
Помимо перекачивания воды, обладающей различной радиоактивностью, этот насос перекачивает разбавленную азотную кислоту, гидроокись аммония и различные органические растворители.
В отличие от рассмотренных конструкций герметических электронасосов типа С, в которых жидкость в основном циркулирует по внутренним каналам, ряд западногерманских и американских фирм выпускают погружные насосы, где смазывающе-охлаждающая жидкость циркулирует по трубопроводу, соединяющему напорный патрубок с крайней правой камерой статора электронасоса. Этот трубопровод при температуре, превышающей 80°, должен быть помещен в холодильник для обеспечения взрывобезопасности и поддержания температуры циркулирующей жидкости в допустимых пределах. Насосы данного типа изготовляют на подачи от 0,3 до 200 м3/ч при напоре до 85 м ст. жидкости. В остальном конструкции герметических электронасосов аналогичны.