Банки все чаще обращают свои взоры на кредитование малого бизнеса.
Потенциальная емкость рынка огромна – порядка 30 млрд долларов, из которых, как показало исследование «Эксперт РА», в настоящее время освоено чуть меньше 10 млрд.
Однако и проблемы входа в этот сегмент куда сложнее, чем, например, в потребительском кредитовании: низкий уровень прозрачности, проблемы с ликвидным обеспечением, необходимость выстраивания специальных технологий по выдаче кредитов малым предприятиям.
«Затраты на работу с малыми предприятиями не могут быть такими же, как на работу с заемщиками из корпоративного сектора, – говорит Алексей Кирьяков, вице-президент и начальник управления поддержки продаж департамента обслуживания клиентов малого бизнеса «ВТБ 24″. – Окупаемость вложений в такие проекты не быстрая. Нужно быть достаточно серьезным игроком, чтобы этот бизнес был эффективным».
Тем не менее рынок растет очень быстро: за прошедший год портфель банковских кредитов, выданных малому бизнесу, увеличился почти вдвое, превзойдя самые смелые ожидания. Основным же сдерживающим фактором выступают даже не ресурсы и технологии, а предубеждения малых предпринимателей относительно доступности и выгодности привлечения кредитного финансирования.
Все кредитные организации, занимающиеся кредитованием малого бизнеса, условно можно разделить на две группы: крупные федеральные банки и небольшие локальные игроки. Каждая из групп по-своему решает проблемы, связанные с развитием кредитования малого бизнеса.
Сильные стороны федеральных банков очевидны. Во-первых, они имеют доступ к дешевым ресурсам, а поэтому могут предлагать более удобные ценовые решения для малых предпринимателей. Вкупе с масштабными инвестициями в технологии оценки заемщиков и отработанными процедурами принятия решений по выдаче кредита это является ощутимым преимуществом с точки зрения операционных издержек. А более низкие затраты – немаловажная составляющая успеха.
В итоге, лишь недавно выйдя на рынок, федералы уже успели нарастить свою долю до 70%. Решающую роль сыграли отработанные технологии кредитования и агрессивный маркетинг. «Наши конкурентные преимущества – это доступные финансовые ресурсы в практически неограниченном количестве, огромная региональная сеть и знание особенностей технологии работы с малым бизнесом», – отмечает Винченцо Трани, директор департамента кредитования малого и среднего бизнеса МДМ-банка.
Вместе с тем, небольшие региональные банки пока сохраняют за собой значительную часть клиентуры (порядка трети рынка на местах) благодаря своим специфическим преимуществам: они, как правило, «ближе к клиенту» и способны в нужный момент быть чуть более гибкими, чем крупные банки.
Местный банк обычно лучше осведомлен об особенностях ведения малого бизнеса в конкретном регионе, следовательно, во многих случаях может оценить риски выдачи кредита более точно, чем это бы сделал федеральный банк на основе общих финансовых моделей. В этом отношении рынок можно считать защищенным не только от федералов, но и от иностранных игроков.
«Подавляющее число иностранных банков пока не очень умеют работать с российским малым бизнесом, – констатирует Винченцо Трани. – Подходы к оценке кредитоспособности клиента, которые они используют, опираясь на анализ официальной отчетности, в России, к сожалению, не работают».
Однако представляется, что по мере развития рынка особенности и специфические черты ведения малого бизнеса от региона к региону будут выравниваться, тем самым лишая местных игроков уникальных конкурентных преимуществ. Пока же федеральные и местные банки вынуждены противостоять не друг другу, а внешним препятствиям, затрудняющим работу с малым бизнесом.
Кредитование малого бизнеса – продукт высокотехнологичный и при этом достаточно массовый. Эти характеристики, равно как и необходимость залога (в большинстве случаев), делают его похожим на ипотечное кредитование. Более того, и текущая ситуация в сегменте кредитования малого бизнеса имеет много общего с ситуацией в ипотечном кредитовании начала 2000-х.
И основные проблемы здесь те же: необходимость создания мотивированного спроса на кредитные ресурсы, потребность банков в «удлинении» пассивов, а также несовершенства институциональной среды, препятствующие как нормальному функционированию малого бизнеса, так и развитию кредитования малых предпринимателей.
Первая проблема – неразвитый спрос – является наиболее серьезной. С одной стороны, очевидно, что потребность в кредитных ресурсах у потенциальных заемщиков очень велика. Однако пока малые предприниматели зачастую предпочитают развиваться за счет собственных средств, не видя существенных выгод в привлечении кредита.
Кроме того, многие просто не могут взять кредит, поскольку не удовлетворяют жестким требованиям банков. А требования не смягчаются из-за отсутствия существенной конкуренции между кредитными учреждениями.
С другой стороны, чтобы стимулировать конкуренцию, необходимо обеспечить банки ресурсами и технологиями для работы с малым бизнесом – и это вторая проблема развития кредитования малых предприятий. Решить эту задачу может двухуровневая система рефинансирования кредитов, подобная той, которая построена в ипотечном сегменте при помощи АИЖК.
Сегодня уже существует сильная инициатива по созданию такой системы на базе Банка развития, образованного в результате слияния РосБР и ВЭБа. Предполагается, что новый банк станет центральным звеном системы рефинансирования, которая будет также включать в себя сеть региональных банков развития и коммерческие банки, занимающиеся собственно выдачей кредитов.
Таким образом, за счет обеспечения доступа к дешевым ресурсам система несколько выровняет ситуацию с двумя группами игроков, обеспечив необходимый уровень конкуренции в сегменте.
Наконец, третья важная проблема – необходимость совершенствования правовой базы. Здесь речь идет прежде всего об обеспечении нормального функционирования самих малых предприятий, вынужденных сегодня принимать на себя зачастую непосильные издержки бюрократических процедур.