Способы воздействия простых людей на региональную власть

Конституция Российской Федерации устанавливает, что высшим носителем власти в государстве является его народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. 

В обеспечение реализации принципа демократизма законом предусмотрены различные формы участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам местного значения: местный референдум, муниципальные выборы, опрос граждан, общественные слушания, инициативные проекты, собрания, сходы граждан и другие. Из названых форм, преобладающим является непосредственное участие граждан в решении вопросов и в этом достоинства непосредственной демократии, поскольку она обеспечивает наиболее полное участие народа в управлении общественной жизнью, таким образом, не только сводит к минимуму отчуждение народа от различных институтов власти, но, напротив, укрепляет их легитимность.  


Причины непопулярности местных референдумов

Несмотря на существенные возможности, предусмотренные законом, реализация непосредственного волеизъявления проведением местных референдумов широкого распространения не получила, о чем свидетельствуют аналитические данные, согласно которым общее число референдумов с начала 2010 составило 4433 на все регионы (из них 96,9% приходится на 10 субъектов РФ) без учета инициативы их проведения.

Причиной является затратность и трудоемкость такого мероприятия. Необходимость организаторов пройти через обязательные формальные процедуры, в частности, формирование инициативы, сбор подписей в ее поддержку с соблюдением необходимого кворума, регистрация инициативной группы при подконтрольности вопроса на соответствие возможности его рассмотрения на референдуме, также минимизируют инициативу референдума в условиях неопределенности его результата, а иногда и при явном отсутствия поддержки со стороны органов муниципальной власти, воспринимающих инициативу в качестве отрицательной оценки их работы.


Опрос граждан как форма непосредственной демократии

Более широкое использование иных возможностей непосредственной демократии при решении вопросов местного значения, например опрос граждан, повышает как эффективность принятия управленческих решений, так осознание населением значимости их мнения, учета интересов при реализации действующих норм. Примером недостаточного учета мнения населения можно назвать результаты «транспортной реформы» 2021 в г. Ярославле, повлекшие не только дополнительные финансовые затраты на ее реализацию, но и нарушившие стабильность действовавшей системы городского транспортного обеспечения.

Нам представляется, что правовой принцип демократизма обеспечивается при более широком использовании уже предусмотренных правом всех возможностей непосредственного волеизъявления. Важной является поддержка всего многообразия проявлений гражданской инициативы и максимальное включение населения муниципального образования в процессы управления местными делами. Использование стремительно развивающихся современных технологий, способствующих получению мнения граждан и их информированность о положительной результативности – источник осознания значимости мнения каждым, способным его иметь.

Читайте нас в Яндекс.Новостях

Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
.