Визитом в столицу Саудовской Аравии началось турне российского президента по странам Персидского залива, следующими пунктами которого стали Катар и Иордания. В Эр-Рияде Владимир Путин открыл первый совместный российско-саудовский деловой форум, встретился с представителями местных деловых кругов и наследным принцем Султаном бен Абдель Азизом.
Визит выдался богатым на предложения экономического характера, исходящие от российской стороны. Основными темами переговоров стало сотрудничество в нефтегазовой, финансовой и транспортной областях. Путин отметил, что в Саудовской Аравии активно работают «Стройтрансгаз» и «ЛУКОЙЛ», который планирует инвестировать во вновь открываемые месторождения газа более $2 миллиардов. «ЛУКОЙЛ» получил лицензию на разведку и разработку месторождений на территории площадью 30 тыс. кв. километров. По словам главы компании Вагита Алекперова, там уже открыто первое месторождение.
В части развития сотрудничества в финансовой сфере российский президент предложил саудовским банкирам активно открывать дочерние банки на территории России: «Думаю, интерес будет высоким, так как рынок финансовых услуг у нас развивается».
Гораздо дальше простых заявлений и демонстрации намерений шагнули отношения в сфере транспорта. В ходе визита стороны подписали межправительственное соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между Россией и Саудовской Аравией. Соглашением предусматривается предоставление широких прав и возможностей для назначенных авиакомпаний двух государств. «Уже сейчас перевозчики могут осуществлять регулярные полеты между Москвой и Эр-Риядом, Джиддой, Даммамом с частотой до четырех полетов в неделю в каждый пункт. Предусмотрена также возможность полета саудовских авиакомпаний в два дополнительных пункта на территории Российской Федерации по выбору саудовской стороны», – говорится в сообщении Минтранса.
Помимо этого, российская сторона в лице РЖД совместно с саудовской компанией участвует в тендере на строительство железнодорожной трассы Север – Юг. Хотя здесь россиянам, скорее всего, мало что светит: по словам Владимира Якунина, дорогу РЖД перешла знаменитая «Бен Ладен групп». «Сумма предложения — $960 млн за участок, по которому мы выступали в тендере совместно с саудовскими партнерами. Нам известно, что есть лучшее предложение, которое сделала саудовская фирма «Бен Ладен», – посетовал Якунин, не преминув заметить, что определенные шансы у россиян все-таки еще есть. Также глава РЖД сообщил, что намечается российское участие в строительстве скоростной трассы от Мекки к Медине.
Большинство российских СМИ представили результаты визита Путина в Саудовскую Аравию как серьезный экономический прорыв. Однако, если руководствоваться только официальными данными о результатах переговоров, прорыв увидеть достаточно сложно. Планы «ЛУКОЙЛа» по работе в королевстве возникли отнюдь не вчера и вряд ли стали для специалистов сенсацией. Общие же объемы реального присутствия российских компаний в экономике Саудовской Аравии крайне невелики, о чем наверняка хорошо известно российскому президенту. Несколько странно и то, зачем российской стороне понадобилось с такой помпой демонстрировать то, как президент и сопровождающие его чиновники договаривались об открытии на территории России банков со 100%-ным иностранным участием и установлении регулярного воздушного сообщения. В подавляющем большинстве случаев подобные вопросы решаются без привлечения высшего государственного руководства. В контексте совместных российско-саудовских железнодорожных проектов имя президента вообще вряд ли стоило упоминать, ведь Якунин практически открыто признал, что российский проект дороги Север – Юг проиграл «Бен Ладену», что явно не делает ему (проекту) чести. А заявление главы РЖД относительно возможности российского участия в строительстве скоростной трассы от Мекки к Медине может вызвать не более чем улыбку. В соответствии с принятой в мире практикой, к участию в подобного рода проектах допускаются фирмы, имеющие большой положительный опыт в данной области. В настоящий момент это относится лишь к небольшому числу европейских и японских компаний. РЖД для начала стоило бы разобраться с собственным легендарным долгостроем – скоростной магистралью Москва – Санкт-Петербург, до сих пор существующей только на бумаге. Впрочем, не исключено, конечно, что железнодорожная тема была поднята в Эр-Рияде и с целью устроить небольшую «внешнюю обкатку» очередному потенциальному «преемнику», к числу которых все чаще относят Якунина.
В числе других целей визита наверняка было и прощупывание саудовского рынка вооружений. В состав делегации входили глава «Рособоронэкспорта» и члены комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Саудовская Аравия является одним из крупнейших импортеров вооружения и военной техники, однако главным ее поставщиком остаются США. Впрочем, теоретически это не мешает саудитам искать альтернативные источники пополнения своих арсеналов. Это может быть весьма актуально в плане оснащения конкретных родов войск и частей видами оружия, не требующими соответствия американским стандартам. Так, например, некоторое время назад в СМИ появились сообщения о потенциальном желании Саудовской Аравии приобрести около 150 российских танков Т-90, несколько вертолетов и вооружение для спецподразделений.
И все же многие аналитики сходятся во мнении, что главной целью была попытка согласовать с Саудовской Аравией стратегию поведения на нефтяном рынке, направленную на недопущение снижения мировых цен на нефть, а также изучение позиции стран Персидского залива на предмет создания так называемой «газовой ОПЕК». В этом отношении особое значение имеет визит Путина в Катар, являющийся обладателем третьих по величине (после России и Ирана) разведанных запасов природного газа в мире.
Подобные предположения выглядят более чем вероятными, с одним лишь замечанием – в их основу положена не столько реализация реальных экономических проектов, сколько политический маневр. На протяжении многих лет Саудовская Аравия находится в серьезной политической и экономической зависимости от США. Именно этим объясняется регулярное пренебрежение королевства интересами возглавляемой им ОПЕК. Более того, стараниями Саудовской Аравии экономическое значение картеля в последнее время было сведено практически к нулю. Однако при наличии определенных внутренних проблем этой стране все чаще приходится переживать ощутимые столкновения собственных интересов с интересами курирующих ее США. В последние годы Соединенные Штаты все неохотнее мирятся с высоким уровнем нефтяных цен, что оборачивается более активным давлением на Саудовскую Аравию в плане формирования определенного поведения этой страны на мировом нефтяном рынке.
По всей видимости, это обстоятельство и подтолкнуло российскую сторону на переговоры с Саудовской Аравией. Учитывая последние заявления Путина в адрес США, отношения между нашими странами переживают не лучший период. На этом фоне российская попытка «вербовки» слегка обиженных на Штаты саудитов видится вполне объяснимым шагом. По крайней мере, с политической стороны. Америка может расценить это как российскую «шпильку», а Саудовская Аравия – как выражение поддержки ее собственной политики в противовес давлению США. Сомнительно, что за российско-американскими пикировками могут начаться реальные перемены в существующей экономической ситуации. Очевидно, что сложившиеся отношения с США гарантируют королевству постоянный спрос на нефть, а также политическую, экономическую, а при необходимости — и военную помощь. Поэтому нет никаких оснований надеяться на то, что России удастся выработать с Саудовской Аравией совместную стратегию поведения на нефтяном рынке. Учитывая, с какой периодичностью саудиты открыто «кидают» своих коллег по ОПЕК, говорить о сотрудничестве с ними «против США» совершенно бессмысленно.
Не менее бессмысленной выглядит пока и другая идея – о так называемой «газовой ОПЕК». В отличие от достаточно системного и открытого нефтяного рынка, мировой рынок газа довольно специфичен и непрозрачен. В первом своем приближении основная идея газовой ОПЕК сводится к монополизации рынка природного газа с последующим диктатом условий потребителям со стороны поставщиков. Однако существенные различия в политических позициях потенциальных участников нового картеля не оставляют надежд на его создание. Более того, практика существования нефтяной ОПЕК, ни одно из последних решений о сокращении поставок которой не было выполнено должным образом, доказала миру бессмысленность существования этой организации.
Все сказанное выше вряд ли является откровением для членов российской делегации, и сомнительно, что российская сторона серьезно относится к возможности «перевербовки» Саудовской Аравии. По крайней мере, сейчас для этого нет никаких оснований. Скорее, мы наблюдали новую попытку России сыграть в политику «по-взрослому» – на чужом поле или, точнее, в чужом нефтяном резервуаре.