Предстоящие в марте выборы депутатов региональных законодательных органов власти справедливо считаются генеральной репетицией больших думских выборов, которые пройдут в России в декабре. Однако для одной из партий-участников ближайшие выборы станут чем-то большим, чем просто проба сил. СПС получил последнюю возможность доказать, что его участие в предвыборной борьбе не является сокращением мышц уже покойного политического проекта.
Собственного, гибель СПС образца 1999 г. была констатирована в декабре 2003-го, когда правые не сумели пройти в Государственную думу. Настрой на «радикальное обновление», который царил сразу после известия о поражении, растворился в апатии разочарованного партактива, так и не увидевшего выхода из создавшейся тупиковой ситуации. Три года прошли в тщетных попытках оседлать перспективные, с точки зрения либералов, направления: объединить демократов, обновить руководство самой СПС и т.п. Союз с «Яблоком» не состоялся, напротив, стало еще хуже: появились демократы Касьянова, демократы Каспарова, демократы Рыжкова, демократы-«свободороссы» и т.п. Правый фланг измельчал окончательно.
Ставка на молодых и перспективных радикальным образом ничего не поменяла. Энергичный и оптимистичный лидер Никита Белых не смог предложить потенциальному избирателю убедительную и актуальную повестку дня. К тому же маячащая вблизи фигура Леонида Гозмана напоминала: Анатолий Чубайс продолжает оставаться «хранителем традиций» СПС.
Успех правых на декабрьских прошлого года выборах в Перми, возможно, сыграл с партией злую шутку. Сознательный уход в абсолютно левую риторику, безудержный популизм в сочетании с личной известностью в крае Никиты Белых таки дали его партии нужный и кажущийся многим убедительным процент голосов. Не будь этого – сегодня СПС уже проводила бы запланированный еще летом прошлого года ребрендинг, и, кто знает – возможно, обрела бы более располагающее к доверию для демократического избирателя лицо. Но специфический успех в специфическом регионе, грамотно раздутый в СМИ, привел к почти невозможному: партия в полный рост пошла на мартовские выборы во всех 14 регионах, вписав во все 14 лидерские «тройки» имя Никиты Белых.
В прессе уже сообщалось, что на избирательную кампанию СПС готова потратить 500 млн рублей. Львиная часть расходов – избирательный залог, который партия собирается внести чуть ли не во всех 14 регионах во избежание возможных накладок с процедурой сбора подписей. Сумма немалая, тем более для партии, которая уже несколько лет держит в черном теле большинство своих региональных отделений (включая те субъекты РФ, где пройдут мартовские выборы).