Премьер-министр РФ Владимир Путин 5 декабря подписал постановление правительства о повышении таможенных пошлин на иномарки. Оно вступает в силу через месяц со дня публикации. Новые ставки пошлин на подержанные иномарки будут действовать в течение 9 месяцев.
Согласно документу, возраст иномарок, которые попадают в категорию подержанных, снижается с семи лет до пяти. Пошлины на импортные легковые автомобили возрастом до пяти лет в среднем будут повышены на 25-30 процентов. При этом зависимость ставки пошлины от объема двигателя будет сохранена.
На автомобили сроком от 1 до 3-х лет пошлины устанавливаются в размере 30 проц от таможенной стоимости или от 1,2 до 2,8 евро за один куб см объема двигателя, от 3-х до 5-ти лет – 35 проц или от 1,2 до 2,8 евро.
Пошлины на автомобили старше пяти лет также будут увеличены и в зависимости от объема двигателя составят от 2,5 до 5,8 евро за кубический сантиметр. Для подержанных малолитражных автомобилей с объемом двигателя не более тысячи кубических сантиметров ставка будет исчисляться из расчета 2,5 евро за 1 кубический сантиметр двигателя /для автомобилей не старше семи лет ранее действовала ставка 1,4 евро за кубический сантиметр/. Автомобили с объемом двигателя от 1 до 1,5 литров обложат пошлиной из расчета 2,7 евро за кубический сантиметр /вместо 1,5 евро/. От 1,5 до 1,8 литра — 2,9 евро за кубический сантиметр /вместо 1,6 евро/, от 1,8 до 3 литров — 4 евро за кубический сантиметр /2,2 евро/. Для автомобилей с объемом цилиндров двигателя выше 3-х литров устанавливается пошлина в размере 5,8 евро за кубический сантиметр /вместо 3,2 евро/.
Предпринятые правительством меры в части повышения таможенных пошлин на ввозимые в страну иномарки сроком от 1 до 5 лет направлены на стимулирование отечественного автопрома /куда принято относить и производство иномарок на территории РФ/ в период кризиса. Последние несколько лет спрос в РФ на подержанные иномарки, пригнанные из-за рубежа, особенно в крупных городах страны неуклонно падал. Бурное развитие рынка автокредитования, а также расширение модельного ряда машин ведущих брендов мира, собираемых на территории РФ, позволил многим россиянам отказаться от покупки б/у автомобиля и помог сделать выбор в пользу приобретения нового авто у официальных дилеров. В среднем в той же Москве каждый третий автомобиль был приобретен его владельцем по той или иной кредитной программе. Однако кризис, о котором в среде обывателей заговорили в конце сентября, заставил многих автомобилистов отказаться от покупки новой машины в кредит – перспективы уменьшения доходов у большинства граждан в конце 2008 года стали вполне осязаемыми.
Финансовое "отрезвление" внесло коррективы в планы автолюбителей, в частности, многие из тех, у кого на данный момент был автомобиль, решили и дальше ездить на прежней машине. Как следствие, по последним данным, продажи иностранных концернов в РФ в ноябре снизились к октябрю почти на 20 процентов. И, наконец, часть россиян в период финансовой нестабильности, трезво поразмыслив, решила купить не новый "кредитный" автомобиль, а приобрести подержанную иномарку, например, не старше 3-х лет. Однако последние решения правительства в части повышения таможенных пошлин на подержанные авто не старше 5 лет стали весомым контраргументом в пользу того, чтобы россияне не слишком рассчитывали на выгодность покупки пригнанного из-за рубежа авто. Таким образом правительство лоббирует интересы не только российских автомобильных заводов, но и пытается помочь официальным автодилерам удержать клиентов.
Между тем, российские "белые" автодилеры уже объявили о том, что на многие машины иностранного производства в январе 2009 года будут повышены цены. В частности, такие меры они увязывают с ростом курса доллара по отношению к рублю. По прогнозам ряда экспертов, в течение следующего года плавная девальвация рубля продолжится, а значит дилеры, скорее всего, поменяют ценники на машины в салонах в течение 2009 года не один раз. В то же время в декабре большинство автосалонов предлагает покупателям большие "новогодние" скидки: на некоторые машины цены падают на 50-150 тыс руб. Автосалоны вовсе не занимаются благотворительностью, снижая цены на продаваемые авто. Дилеры демпингуют для того, чтобы компенсировать спад продаж, наступивший в ноябре. Кроме того, они пытаются распродать машины 2008 г выпуска и освободить "затаренные" склады.
Автосалоны искусно манипулируют ценами на работы по установлению допоборудования, предлагают при покупке машины бесплатно зимнюю резину /как правило, плохого качества/, а также " в довесок" к новому авто нередко идет бесплатно установленная сигнализация /опять же низкого качества/. Игра в скидки автосалонов с клиентами продолжается на уровне предложений по рекордно низким расценкам по полному страхованию авто КАСКО. Страховщики, работающие непосредственно с дилерами, прекрасно понимают, что в следующем году многие автовладельцы решат отказаться от КАСКО и оставить только необходимый полис ОСАГО. Поэтому крупные страховые компании пытаются в декабре заключить годовые договоры на страхование авто по системе КАСКО, как говорится, по полной программе, понимая, что в будущем году они могут потерять часть своих VIP–клиентов.
С начала следующего года цены поднимают Ford, "АвтоВАЗ", ряд китайских компаний, а также японские Toyota и Mazda. Буквально на днях к первым присоединился шведский автопроизводитель Volvo, который намерен повысить цены на все автомобили, поставляемые в Россию, на 10-15 проц. Существенно для машины стоимостью 2,5 млн руб, например. Одна из самых популярных в нашей стране моделей – Volvo C30 – таким образом прибавит в "весе" порядка 75-80 тыс руб. Пока что /до 31 декабря/ многие модели шведской марки продаются по специальным сниженным ценам.
Повышение цены затронет весь модельный ряд Volvo. Причем подорожают все автомобили, которые будут продаваться с 1 января, вне зависимости от того, когда модель была привезена в Россию. То есть модели старого года, которые в обычных условиях продаются с небольшой скидкой в новом году, в текущей ситуации наоборот, подорожают. Volvo объясняет повышение укреплением шведской кроны по отношению к рублю, так как основные производственные расходы на автомобили, поставляемые на российский рынок, компания несет в кронах.
Toyota и Mazda первыми повысили цены и сделали это уже в текущем году. Стоимость продаваемых в России машин Toyota увеличилась на 6,4-6,6 проц. Компания объясняет свое решение ростом курса доллара. Изменение цен коснется моделей Yaris, Auris, Corolla, Corolla Verso, Verso, Camry японской сборки, RAV4, Land Cruiser Prado, Land Cruiser 200, Hiace, а также всех ввозимых в Россию моделей Lexus. Не изменятся лишь цены на Toyota Camri российской сборки, поскольку все производственные расходы исчисляются в рублях. Не собираемая Mazda уже подорожала на 5-7 проц.
Отечественный гигант "АвтоВАЗ" также повышает цены с января будущего года, но на скромные 2-3 проц. "С одной стороны, мы не можем повышать цену, пока потребитель не уйдет к конкурентам, с другой — инфляция, громадные затраты в связи с ростом комплектующих нас иногда вынуждают менять цены в сторону увеличения", — пояснил руководитель предприятия Борис Алешин.
Вышеуказанные иностранные автокомпании обещают и дальнейшее подорожание своих автомобилей в том случае, если правительством России будет принято решение об увеличении таможенных пошлин на автомобили импортного производства. При этом многие уже в текущем году провалили свои планы продаж, а на 2009 год спешно сокращают запланированные объемы производства. Впрочем, прогноз на популярность машин средней ценовой категории не такой уж печальный. Многие покупатели не собираются отказываться от покупки, но снизят планку в пользу более дешевых моделей.
О повышении цен в новом году объявили и некоторые китайские автокомпании. Крупнейший дилер "китайцев" компания "Ирито" пообещала подорожание на 15-20 проц. Новые ценники появятся на автомобилях Great Wall, BYD, Brilliance и FAW, причем на всех моделях. Такой высокий процент роста цен объясняется не менее высоким ростом спроса на продукцию китайского автопрома. "В настоящий момент в дилерской сети уже заканчиваются автомобили, ввезенные по старым ценам, а машины в поставках 2009 г будут иметь более высокую стоимость, что обусловлено ростом курса доллара", — говорит представитель компании.
Корейская компания Hyundai также объявила о небольшом росте цен. С 1 января автомобили производителя подорожают на 2-7 проц в зависимости от модели. Обсуждения будущей ценовой политики на российском рынке идут также на Subaru и Nissan.
Из автопроизводителей, обосновавшихся в России, о повышении цен в будущем году заявил Ford. Подорожание на 5 проц ожидает легковые и пассажирские авто. Самые популярные автомобили концерна Ford Fiestа, Ford Fusion и Ford Focus прибавят в среднем 18-27 тыс руб.
Так что, если вы хотите купить автомобиль, то наиболее оптимальное время сделать это – декабрь текущего года.

