Улучшение качества обслуживания в поликлиниках в рамках проекта предполагается путем реализации следующих задач: обеспечение комфортабельных условий нахождения пациентов в учреждении, разделение потоков больных, сокращение времени их нахождения в очередях и на приеме у врача, а также оптимизация работы медицинского персонала.
Иными словами, суть проекта «Бережливая поликлиника» состоит в том, чтобы избавить государственные медучреждения от свойственных им «хронических очередей» и сохранить ресурсы, время и нервы пациентов и врачей.
Для достижения этой цели осуществляются следующие задачи:
- введение электронной очереди;
- интерактивные табло с навигацией по поликлинике и информационные стенды о ее деятельности и услугах;
- оформление холла: снабжение зоны ожидания удобной мягкой мебелью, установка кондиционеров и кулеров с питьевой водой;
- оформление входной группы с распределением пациентов на больных для прохождения плановой диспансеризации и тех, кто нуждается в срочной врачебной помощи;
- внедрение электронного документооборота (рецепты, мед.карты) взамен бумажного;
- замена регистратуры с застекленным окном на безбарьерную стойку;
- введение принципа «бережливого производства» на базе 5S-системы, предполагающего поддержание порядка на рабочем столе и отказ от «лишних» предметов: бумаг, журналов, кружек с напитками и личных вещей;
- снабжение регистратуры качественной, функциональной мебелью и обеспечение медперсонала передовыми средствами коммуникации и информатизации на рабочем месте;
- введение call-центра для приема звонков по телефону и снятие данной задачи с врача регистратуры.
Мария, пациентка: «Переступая порог поликлиники, пациента встречают красиво оформленная уютная регистратура и вежливые сотрудники, сменившие холодное равнодушие на доброжелательное отношение, заинтересованность в состоянии здоровья больного и готовность оказать помощь. Больше нет необходимости с раннего утра сидеть в очередях в нервном ожидании врача, а можно просто пройти запись в электронной очереди. Иным образом организована и система логистики: удобная навигация, указатели и перестановки месторасположения кабинетов позволяют быстро передвигаться внутри поликлиники, снижая время пребывания в ней».
Людмила Павловна, врач-педиатр: «Первоочередная задача проекта «Бережливая поликлиника» — создание оброжелательной, комфортной атмосферы в учреждении, позволяющей населению приходить сюда не как на каторгу, требующую вычеркнуть 1 день из жизни и закалить нервную систему, а именно с желанием заниматься своим здоровьем. Благодаря программе, мы стали уделять больным в 2 раза больше времени на консультирование и осмотр за счет сокращения бумажной волокиты и перевода информации в электронный вид. Пациенты не толпятся часами в очередях под дверями кабинетов, а приходят в назначенное время по записи, не создавая больше хаоса и неразберихи. Особенно это важно для людей старшего поколения, для которых лишние минуты и часы, проведенные в стенах больницы, — настоящее испытание и риск «подрастерять» оставшееся здоровье. Кстати, вежливые и добродушные сотрудники поликлиники оказывают помощь пожилым людям, не владеющим навыками электронной очереди и пока не адаптированным под обновленную навигацию по кабинетам».
В Нижнем Новгороде реализацией проектов в рамках федеральной программы «Бережливая поликлиника» занимается ООО ТД «Айболит». Компания предлагает качественную медицинскую мебель для пациентов, а также для врачей в рамках реализации программы — стойку администратора, рабочее место в регистратуре, картотеку (шкафы/стеллажные системы). Мебель от ТД «Айболит» создает комфортное пребывание пациентов в учреждении, обеспечивает функциональное и комфортабельное рабочее место медперсонала и позволяет соответствовать принципам «бережливого предприятия», основанного на оптимизации пространства, удобстве использования и поддержании чистоты и порядка.
Анастасия Сибирская, ГИПОРТ (ML)