Каждому автомобилисту хотелось бы купить машину дешево и ездить долго. Да и возможностей сэкономить существует немало. Например, использовать более низкосортный бензин или не спешить с ремонтом амортизаторов, а рихтовку и покраску отложить до лучших времен. Но есть в автомобиле системы, которые помимо своих прямых обязанностей выполняют еще функции элементов безопасности. Поэтому даже самый прижимистый человек никогда не сядет за руль машины с неисправными тормозами и не пожалеет денег на уход за тормозной системой. В этой статье мы расскажем о природе и качестве жидкостей, используемых в гидравлической тормозной системе современного автомобиля, о подделках, превращающих тормозную систему в бомбу замедленного действия, и ассортименте тормозных жидкостей, предлагаемых на отечественном рынке.
Гидравлический тормозной привод современного автомобиля получил такое название потому, что все его полости заполнены специальной жидкостью. Педаль тормоза связана с поршнем главного тормозного цилиндра. При торможении жидкость из цилиндра вытесняется и передает усилие на поршни колесных тормозных цилиндров. Последние выдвигаются, приводя в действие тормозные колодки, и автомобиль замедляет ход или останавливается.
Из сказанного следует основное требование к тормозной жидкости: способность выдерживать усилие резкого торможения, при котором в системе развивается давление до 100 атм! Из курса физики известно, что при сжатии температура жидкости повышается. Поэтому второе важнейшее условие — высокая температура кипения. Поясним. Жидкости несжимаемы, и именно это свойство позволяет использовать их в гидравлических системах для передачи усилия. Что же касается газов или паров, то их сжать легко. Вспомните, как проваливается в пол педаль тормоза при попадании воздуха в тормозную систему. То же самое произойдет, если жидкость закипит.
Наконец, еще одно существенное требование: тормозная жидкость не может быть агрессивной к металлическим деталям гидравлической системы, к резиновым и пластмассовым шлангам и прокладкам. Более того, она должна оказывать на них смазывающее действие. Ну и, разумеется, оставаться жидкостью в широком интервале температур: не становиться слишком вязкой на холоде и излишне текучей при нагреве.
Для справки. Основные тормозные жидкости изготавливают на базе растительных масел (чаще всего — касторовое) либо двухатомных спиртов (гликоли) и их производных. В числе первых — всем известная БСК. Среди вторых — ГТЖ-22, «Нева», «Роса» и «Томь».
Тормозная жидкость БСК получила свое название по первым буквам входящих в нее компонентов: бутилового спирта и касторового масла. Ее можно использовать в тормозных системах большинства отечественных легковых автомобилей. Основные недостатки — легкость выкипания спирта летом и вымерзание касторового масла зимой.
Необходимость улучшения свойств тормозных жидкостей, а также стремление к экономии растительного сырья привели к появлению на рынке синтетических продуктов. Среди них наибольшую популярность приобрели жидкости «Нева» и «Роса». В составе «Невы» — эфиры гликолей с добавлением загустителей и антикоррозионных присадок. Для изготовления «Росы» используют органические производные бора с присадками.
Система государственных стандартов требует, чтобы производитель вкладывал в каждую упаковку готового изделия сертификат качества с указанными датой выработки и номером партии продукта, а также таблицей с показателями качества: установленными ТУ и полученными в лаборатории предприятия при анализе данной партии. Сертификат качества заверяют подписью ответственного лица и печатью ОТК.
Рассмотрим характеристики качества тормозных жидкостей. Помимо внешнего вида для БСК определяют плотность, вязкость, активность водородных ионов и температуру кипения. Проверка совпадения реальной плотности с величиной, указанной в сертификате качества, дает возможность потребителю простейшим образом установить, не фальсифицирована ли БСК недобросовестным продавцом.
Остальные параметры, приводимые в сертификате, вряд ли можно проконтролировать вне стен специализированной лаборатории. Величины вязкости указывают, как легко БСК будет течь в тормозной системе автомобиля и не слишком ли она загустеет при пониженной температуре. Активность водородных ионов говорит о наличии кислоты. Для БСК этот показатель должен быть не меньше 6,0, в этом случае тормозная жидкость является щелочной и не вызывает кислотной коррозии. Наконец, необходимо, чтобы температура кипения БСК составляла минимум 115 °С.
Для «Невы» и «Росы» в сертификате качества представлены те же показатели, что и для БСК, кроме плотности, а также добавлено несколько новых. Например, стабильность при высокой температуре (для «Невы») и температура кипения «увлажненной» жидкости (для «Росы»). При этом сразу заметно, что синтетические тормозные жидкости кипят при гораздо более высоких температурах, нежели БСК («Нева» — 200 °С, «Роса» — 260 °С).
О чем говорят новые (по сравнению с БСК) данные? Они позволяют не выходя из лаборатории смоделировать различные ситуации, возникающие при работе тормозной системы. Так, для оценки стабильности при высокой температуре тормозную жидкость «Нева» нагревают до кипения (как в процессе резкого торможения), затем охлаждают на 10 °С, а потом вновь нагревают до кипения (еще раз «резко тормозят»). Разница температур кипения при этом не должна превышать 5 °С, то есть обязана оставаться приблизительно постоянной.
Иной метод используют для оценки качества тормозной жидкости «Роса», в состав которой входят органические производные бора. Эти вещества чувствительны к влаге. Поэтому производитель нормирует температуру кипения «увлажненной» тормозной жидкости: при анализе к «Росе» добавляют 3,5 % воды. Иными словами, гарантирована нормальная работа тормозной системы, даже если, не дай бог, в нее проникла влага.
Теперь поговорим о зарубежных продуктах, наводнивших наш рынок. Эти тормозные жидкости в своих названиях всегда содержат три буквы и цифры: DOT 3, DOT 4, DOT 5 или DOT 5.1. Что же они означают?
Аббревиатура DOT составлена из первых букв английского словосочетания Department of Transport — это название американского Министерства транспорта. Классификация тормозных жидкостей по методам DOT в мире общепринята.
Жидкости DOT 3 соответствуют нашей «Неве»; жидкости DOT 4 — «Росе»; DOT 5 и DOT 5.1 аналогов среди отечественных продуктов не имеют. Они близки по свойствам и обладают еще более высокими температурами кипения и меньшей вязкостью на холоде, нежели DOT 4. Поскольку данные продукты производят из зарубежного сырья, на этикетках и в сертификатах качества специально подчеркнуто, что они отвечают классификации DOT. Все жидкости с этой маркировкой («Нева», «Роса», их зарубежные аналоги) можно смешивать друг с другом. Однако следует помнить, что ни одна из них не совместима с БСК!
Пока ваш автомобиль стоит на месте, качество жидкости, заполняющей его тормозную систему, вряд ли имеет значение — лишь бы коррозии не было. Однако в экстремальной ситуации, когда вы мчитесь по трассе и перед вами вырастает преграда, именно качество этого продукта определяет: жить или не жить. Использование тормозной жидкости неизвестного происхождения может превратить тормозную систему в бомбу замедленного действия, которая взорвется в самый неподходящий момент.
Сырье для изготовления тормозных жидкостей не дешево, а потому фальсифицированные жидкости — не редкость. Объективно самой дорогой из них должна быть БСК: ее цену практически определяет стоимость касторового масла, доходящая до 1900 долл. за тонну. Сегодня цена БСК вполне сопоставима со стоимостью более современных тормозных жидкостей типа «Невы» или «Росы». Поэтому создается впечатление, что популярность БСК связана с силой привычки потребителя.
Зная цену на сырье, автолюбитель легко поймет, что продукт, за который просят около 30 руб. за килограмм, явно имеет признаки «ручной работы». Мы уже говорили о том, что, к сожалению, проверить качество тормозной жидкости вне стен специализированной лаборатории — задача невыполнимая. Этим пользуется армия изобретательных горе-технологов, вряд ли когда-нибудь заглядывавших в специальную литературу. В первую очередь они блюдут свой собственный интерес, а ваша безопасность их не волнует.
Обращаем внимание на особенность национальной психологии: отечественный потребитель легко ведется на импортную этикетку или текст, написанный иностранными буквами. Фальсификаторы хорошо знают эту черту наших покупателей. Замечательное слово из трех букв DOT часто фигурирует на упаковках со смесью, которая с зарубежным продуктом и рядом не находилась.
Воистину удивительно, что до сих пор, разглядывая потеки тормозной жидкости на колесе, разбухшую рваную манжету или мутную смесь в бачке главного цилиндра, большинству автолюбителей и в голову не приходит, что все дело в залитой в систему гадости. У них возникает только одна мысль: скорее на рынок за парой новых бутылочек. И через какое-то время печальная история повторяется.
В случае с тормозными жидкостями поговорка «Скупой платит дважды» не работает: есть серьезный риск, что второй раз платить попросту не придется… Чтобы не превратить своего железного коня в груду металла и не подвергать опасности жизнь пассажиров, не рискуйте зря. Деньги, «переплаченные» за более качественную тормозную жидкость, — ничто по сравнению с расходами на ремонт и, не дай бог, на лечение и отпевание. Не превращайте тормозную систему своего автомобиля в пороховую бочку. Помните: момент взрыва вам неизвестен.
Журнал "Автомобили и цены"