В последнее время и на отечественных дорогах можно увидеть стильные авто, марку которых сразу не угадаешь. Да и есть ли такая вообще? Ведь в тюнингованных автомобилях (а мы поговорим именно о них) «родной» только коврик под ногами, да и то редко. Мощный добротный звук, подсветка всего чего только можно, обвесы кузова спойлерами, антикрыльями, боковыми накладками на пороги и прочим оборудованием, приковывающим взгляды к машинам на фоне стандартного однообразия, вызывает у автовладельцев все больший интерес. Спрос на эти «навороты» увеличивается с каждым днем. Ну что ж, начнем с самого начала. Поехали.»
В конце 50-х в Америке…
…среди небедной части молодежи были очень модны гонки на четверть мили (примерно 400 м) или гонки «драгстеров» (dragster), как они их сами называли.
Суть их такова. По сигналу два автомобиля (чаще всего два, хотя их количество ограничивалось лишь шириной дороги) срывались с места и по прямой дороге соревновались в скорости прохождения участка. Кто первый, тот и победил. Все очень просто — ни сложных поворотов, требующих виртуозной техники пилотирования, ни поворотов вообще — руль как таковой во время данной поездки значения не имел, то есть выполнял функции поручня. Однако именно эти гонки частично положили начало тюнингу в его современном понимании. Ведь для победы в таком соревновании необходим был очень скоростной и, соответственно, мощный автомобиль, так как мастерство вождения не имело абсолютно никакого значения. А когда все имели одинаковые авто, гонка теряла смысл. И тогда начала работать инженерная мысль.
Сначала выбросили из автомобилей все «лишнее», чтобы уменьшить их вес, то есть улучшить динамические характеристики. В список «лишних» попали: задние сиденья, запасное колесо, отделка салона и некоторые другие «мелочи». Потом началась битва силовых агрегатов. Их дорабатывали, растачивая цилиндры (дабы увеличить объем), устанавливали механические нагнетатели и т. д. Некоторые индивидуумы изловчились ставить на свои Mustang’и, Corvett’ы или Roadrunner’ы другие моторы, позаимствованные от грузовиков,а то и от самолетов. На один автомобиль кое-кто умудрялся водрузить даже два двигателя (больше не помещалось). В результате появились гоночные машины, развивающие до 1000 «рысаков» и более.
Далее, для того чтобы двигатель подобной мощности был в состоянии как можно полнее реализовать весь свой потенциал, пришлось задуматься над аэродинамикой. Ведь что толку от тысячи «лошадей», если задние колеса (передний привод в те времена еще практически не использовался) беспомощно буксуют по асфальту, не имея необходимого сцепления с дорогой. Для решения этой проблемы на автомобили начали устанавливать антикрылья и спойлеры, увеличивающие прижимающую силу потока встречного воздуха.
Однако в те времена, ввиду отсутствия научных знаний, и понятия не имели об аэродинамике, т. е. что поток встречного воздуха только после достижения скорости в 100 км/ч начинает становиться настолько сильным, что может оказывать существенное влияние на автомобиль. Но спойлеры и антикрылья, даже полностью не выполняя своих прямых обязанностей, смотрелись спортивно-агрессивно, то есть радовали глаз, что уже немаловажно.
Некоторые зрители этих соревнований тоже хотели иметь подобную «машинку» и заказывали их для себя у тех же фирм, которые занимались изготовлением данных автомобилей для гонок. Однако упор делался на более «цивильный» салон и некоторые другие отличия, продиктованные эксплуатацией таких транспортных средств на дорогах общего пользования (помягче подвеска, более «тихий» глушитель, больше клиренс и т. д.). Позже, когда хозяева фирм увидели всю прибыльность данного бизнеса, они серьезно задумались над возможностью постановки работы «на конвейер». В Германии, например, это со временем выросло в огромную индустрию. Там даже существует Ассоциация тюнинговых ателье.
Так что по большому счету можно было бы говорить о зарождении тюнинга вследствие «потуг» США и Германии.
А как у нас?
Советский Союз в целом и территорию нашей страны в частности идеи тюнинга тоже не обошли стороной. В 60-е годы прошлого века некоторые владельцы личных авто стали украшать окна занавесками. Бахрома от вымпела победителя соцсоревнования над лобовым стеклом была атрибутом советского тюнинга. Пластиковые тюльпаны с лампочками, которые загорались вместе с фарами-стопами и размещались на заднем стекле салона авто, в то время, вероятно, вызывали восхищение у прекрасной половины. Ярким проявлением тюнинга были так называемые «членовозы». Там, помимо роскошных салонов ручной сборки, проводились общественные доработки силовых агрегатов и кузовные изменения. Ведь серийные ЗИСы, ЗИМы и ЗИЛы (если к этим автомобилям употребимо слово «серийные») основательно отличались кузовом от переделок, созданных для различных парадов («кабриолеты» с разнообразной закрытой крышей, для которых даже специального названия типа кузова не придумали). Однако и простой люд в этом плане не дремал. Начиная от аэродинамических обтекателей на крышах кабин дальнобойщиков и продукции различного рода кооперативов на заре перестройки, производивших аэродинамические комплекты, колесные колпаки и решетки на светотехнику, и заканчивая работами по доведению «до ума» силовых агрегатов и установкой на «Волге ГАЗ-21» коробок передач и силовых агрегатов от «Волги ГАЗ-24» (кстати, повальное было увлечение).
Сегодня
По данным дилеров автозаводов России, каждый пятый российский автомобиль в РФ подвергается тому или иному тюнингу. На модернизацию авто украинцы ежегодно тратят $15—20 млн. Объем белорусского рынка несколько скромнее. По различным оценкам участников рынка, он колеблется в пределах от $800 тыс. до $2,9 млн. (верхняя шкала включает и рынок автозвука).
По данным проведенного несколько лет назад исследования, 32% минчан в возрасте от 25 до 35 лет хотели бы тюнинговать свой автомобиль. Их больше всего интересуют литые диски и тюнинг салона. Автомобилистов старше 35 лет, заинтересованных в тюнинге, – 13%, их чаще привлекает наружный тюнинг. Профильные компании в последнее время стараются делать ставку на молодых клиентов – до 25 лет. Именно эта категория – будущее рынка тюнинговых услуг.
На белорусском рынке тюнинговых услуг можно выделить несколько сегментов. Самое благодарное занятие – тюнинг внешнего облика и интерьера авто. Сегодня в Минске кроме большого количества «гаражников» в этом направлении работает около 20 фирм.
Отдельное направление – доведение «до ума» двигателя (чип-тюнинг). В представлении большинства автолюбителей тюнинг двигателя стоит не на первом месте. Только профессиональные гонщики в состоянии оценить всю прелесть форсированного мотора. Этим интересуются в основном представители официальных и неофициальных видов автоспорта. Но пока их единицы.
В тему
Во время очередного дежурства дорожный патруль штата Аризона обнаружил в скале, на большом расстоянии от шоссе, на высоте 40 м кратер с оплавленными краями. Картина напоминала авиакатастрофу, однако запрос о пропавших самолетах не подтвердился. В двух-трех милях от места катастрофы на шоссе были обнаружены выжженные пятна, следы торможения и выбоины в асфальте. Версия о метеоритах и НЛО окончательно отпала после вызова службы спасения. Осмотр места происшествия показал, что средство передвижения до встречи со скалой было автомобилем. Анализ обломков позволил идентифицировать автомобиль как «Шевроле Импала» 1967 года выпуска. Через некоторое время полиции удалось восстановить картину происшествия.
Для езды с ветерком сержант Джозеф Ли решил использовать украденный на авиабазе твердотопливный реактивный ускоритель JATO (с его помощью тяжелые бомбардировщики и транспортные самолеты могут взлететь с короткой взлетной полосы), подтвердив тем самым, что быструю езду любят не только русские лихачи, а любые (лихач он ведь лихач и в Африке, и в Аризоне). Конечно, возмечтав о лаврах автогонщика-рекордсмена, Джозеф столкнулся с определенными техническими трудностями — нелегко приладить к простому «Шевроле» двигатель для тяжелых транспортных самолетов. Но, эту трудность он преодолел. Установив двигатель, «горе-пилот» выехал на прямой участок шоссе в паре миль от ближайшего поворота. Набрав достаточную по его мнению скорость Джозеф врубил реактивный ускоритель.
Оснащенный подобным образом «Шевроле» показал невиданную прыть, в первые же секунды набрав скорость около 500 км/час. Скорее всего, от перегрузок водитель на короткое время потерял сознание, но пришел в себя и попытался затормозить авто, после чего шины сгорели, оставив на асфальте жирный черный след. Далее автомобиль упал на брюхо, подпрыгнул и больше не приземлялся, оставшуюся милю с небольшим преодолев по воздуху до самой встречи со скалой.