SEO или Search Enginie Optimization — это комплекс мер про продвижению в поисковых системах, таких как Яндекс, Rambler, Google и других.
Проще говоря, когда вы набираете тот или иной запрос в строке поиска, на первых местах в выдаче появляются те сайты, владельцы которых целенаправленно занялись их оптимизацией.
Громоздкое определение, но очень точно передающее суть.
Всего десять лет назад мало кто рассматривал поисковое продвижение всерьёз, однако ситуация достаточно резко изменилась: аудитория Интернета возросла в разы, и пользователи обучились искать различные товары и услуги именно через сеть. По данным NPD Group, 47% пользователей используют поисковые системы для поиска товаров.
Так, на текущий момент поиск Яндекса (самой популярной российской поисковой системы) собирает месячную аудиторию более 40 миллионов посетителей, а количество просмотренных страниц достигает 1,3 миллиарда (данные за октябрь 2008). При этом уровень проникновения Интернета более 34% (по данным ФОМ) — то есть каждый третий житель России ищет что-то в Интернете — и вполне возможно, что именно вашу услугу или ваш товар.
Узнайте, сколько людей уже ищут ваш товар: просто запросите соответствующую статистику поисковой системы.
Ноутбуки каждый месяц спрашивает около миллиона посетителей, пластиковые окна — примерно 200 тысяч человек, а кредитами интересуется примерно 700 тысяч жителей нашей страны. А теперь представьте, что вся эта аудитория видит ваше предложение… Заманчиво, не правда ли?
Почему SEO эффективно?
- Потому что аудитория уже полностью готова и мотивирована на совершение покупки. Пользователь интересуется тем или иным товаром, набирая фразу в строке поиска — и вы имеете возможность мгновенно показать его «лицом» и назвать конкретные условия покупки.
- Потому что пользователи в большинстве не воспринимают выдачу поисковой системы как рекламу. Если вы спрашиваете своих друзей и знакомых, какой товар лучше купить — вы доверяете их советам точно так же, как пользователь доверяет поисковой системе. С его точки зрения, сервис выдаёт ему ссылки на ресурсы, максимально соответствующие запросу, а не «подкрученные» кем-то с целью повышения продаж.
- Потому что уровень конверсии (конвертации пользователей в клиентов) намного выше, чем у обычной рекламы: обычный показатель лежит в пределах от 1 до 3 процентов (в некоторых отраслях — до 9%), что очень много для любой «реальной» рекламы кроме грамотной адресной рассылки.
- Появление вашего сайта в результатах поиска существенно повышает информированность пользователя о бренде и компании в целом. По данным исследования NPD Group, показатель спонтанной осведомлённости в 3-5 раз превышает аналогичные показатели для баннерной рекламы в интернете.
По запросу «сотовая связь» мы видим трёх операторов (причём первый относительно малоизвестен) и два новостных ресурса. Обратим внимание на «Мегафон» и «Билайн». За счёт каких элементов сниппета[1] пользователи запоминают марку?
1. Название в заголовке.
2. Название сайта.
3. Фавекон (маленький логотип компании слева от сниппета)
Обычная реклама обращается ко всем представителям целевой аудитории (а зачастую захватывает и множество других людей). Интернет-реклама, и, в частности, SEO-методы, срабатывают в тот момент, когда у человека уже сформировалась потребность. Это означает, что ваш ресурс будет продемонстрирован именно тогда, когда результат воздействия будет максимальным.
С помощью точного подбора запросов вы можете очень гибко выбирать аудиторию: к примеру, высокобюджетный запрос «свадьба» может быть ограничен до более экономичных и целевых: «свадьба лимузин», «свадьба платье», «проведение свадьбы». Кроме того, если поисковой системе удаётся определить, к какой географической точке относятся ваши услуги, то для пользователей из этого региона ваш сайт будет выше в выборке.
Почему важно попасть на первые места в результатах поиска?
Пользователь, набравший коммерческий запрос, чаще всего просматривает несколько сайтов, прежде чем принять решение. Чем выше ваш ресурс — тем больше вероятность его посещения. Позиции с первой по третью привлекают по различным оценкам от 45% до 70% пользователей. До второй страницы «доходят» от 20% до 8% возможных клиентов. Например, у Яндекса на страницах по 10 ссылок: разница между одиннадцатым и десятым местом будет заключается в сотнях и тысячах посетителей.
Почему в SEO не применимы подходы обычной рекламы?
Ответ прост: потому что SEO — это не реклама в классическом понимании. Места в поисковиках невозможно купить: они зависят только от показателей вашего ресурса, определяемых как его естественной известностью, так и действиями, предпринимаемыми специалистами по продвижению. Чем интереснее (и уникальнее) ваши тексты, чем больше информации по теме вы предоставляете и чем больше на вас ссылаются — тем выше ваши места.
Вложение в поисковое продвижение можно считать достаточно более рисковым, нежели инвестиции в другие виды рекламы. Тем не менее, в случае успеха, результаты бывают очень и очень высоки.
Немаловажно и то, что одна из специфик поискового продвижения — инерционность. Сроки вывода на первые места по высококонкурентным запросам составляют обычно от трёх месяцев. Соответственно и первые три месяца не стоит ждать шквала посетителей на сайт.
Что нужно знать, прежде чем начинать продвижение?
Во-первых, следует убедиться, что ваш сайт действительно отвечает потребностям клиента. Нет смысла продвигаться, если клиенты будут приходить на ресурс, просматривать одну-две страницы и уходить. Этот шаг можно и отложить: напоминаем, у вас будет несколько недель, чтобы провести все работы до момента, когда число пользователей станет действительно большим.
Во-вторых, проведите предварительное исследование эффективности запросов, по которым вы хотите продвигаться. Многочисленные службы статистики помогут в этом. Станьте психологом, подумайте, кто и в каких ситуациях будет использовать такие запросы: «свадебные платья» и «свадебное платье»? — Первый запрос девушки набирают, чтобы посмотреть на коллекции и решить, какой фасон более подходит; а второй — уже при поиске конкретного платья для покупки. Сравните конкурентность запросов: иногда имеет смысл продвигаться по менее популярному, но более экономически выгодному запросу. Для оценки всех этих факторов лучше всего обратиться к профессионалам — солидные компании по продвижению обычно дают рекомендации и проводят данные исследования.
В-третьих, сравните бюджет и риски со стоимостью контекстной рекламы. Вряд ли имеет смысл продвигаться, если вы уверены, что бюджет рекламы в результатах поиска будет ненамного выше стоимости всех работ.
Кстати, именно контекстная реклама служит отличным практическим испытанием как качества вашего сайта, так и эффективности выбора запросов: закажите на неделю размещение, например, в Директе — и оцените предполагаемые выгоды от поискового продвижения.
Что именно делает оптимизатор?
Воздействует на внутренние факторы:
— Вручную добавляет ваш ресурс в поисковые системы.
— Исправляет код вашего сайта так, чтобы он наиболее эффективно воспринимался поисковыми роботами.
— Изменяет структуру ресурса для облегчения индексации. Упорядочивает внутренние связи между страницами.
— При необходимости переносит ресурс на стабильную площадку, всегда доступную как посетителям, так и поисковым роботам.
— Использует различные методы упоминания ключевых слов запросов на страницах: в подписях к графике, в заголовках, в сносках и акронимах.
— Насыщает тексты сайта ключевыми словами.
— Размещает материалы по выбранной вами теме, если их недостаточно (обычно — несколько статей справочного характера).
— Постоянно обновляет сайт.
Воздействует на внешние факторы:
— Размещает ссылки на ваш ресурс на других сайтах в Сети (часто — путём аренды мест или прямой покупки ссылок через биржи). Чем больше авторитетных источников ссылается на ваш сайт, тем выше его рейтинг в поисковых системах.
— Размещает тематические статьи, обзоры и другие тексты со ссылками, ведущими на ваш сайт (затраты на этот пункт в сочетании с первым являются ценообразующими на рынке SEO).
— При необходимости использует форумы и блоги для повышения известности ресурса.
Следует упомянуть и так называемое SEO-2: продвижение путём запуска вируса. Суть его состоит в размещении интересных (либо очень полезных, либо крайне эмоциональных) материалов на сайте, вызывающих желание у пользователя поделиться ссылкой с друзьями. К примеру, хорошие информационные поводы могут как служить в роли «стартеров» buzz-маркетинга[2], так и источниками для очень крупных новостных ресурсов. Результат — волна пользователей, пришедших по ссылкам — и скачковое увеличение известности ресурса, а соответственно, и рейтинга в поисковиках.
Почему стоит работать только с профессионалами?
Может показаться, что мы не говорим ни о чём, связанном с рекламой. Новые понятия, методы, вообще новый мир. Традиционно «преподнесение» рекламного сообщения мы добивались выбором времени в сетке вещания радио или ТВ, местом и полосой в журнале. Далее происходила оплата и выход рекламы. В SEO, как мы убедились, иной механизм.
Это новая и интеллектуальная реклама. И если вы не разобрались продвигаться вам по платьям, по платью, а может «каталог свадебных платьев», «свадебное платье 2009» или «свадебное платье москва»? А может по всем запросам сразу? Не ломайте себе голову, организуйте выставки и пресс-конференции, рассылайте пресс-релизы и приглашения — это может сделать PR-менеджер. Задачу продвижения вашего сайта доверьте специалистам в области SEO.
Сниппет — краткая выдержка со страницы сайта, содержащая слова вашего поискового запроса. К примеру, Google выводит сниппет в виде 2-3 предложений, подсвечивая слова поискового запроса. Посмотрев на сниппет, можно оценить нужно ли открывать данную страницу.
Buzz-маркетинг — инициация работы со слухами. Также часто используются схожие термины: «партизанский маркетинг» и «сарафанное радио».