Экзаменов июльская пора – это, как говорится, отдельная песня. Мы разучивали ее весь год… Хотя кто как… Кто-то не весь год и не всю песню… Кто-то всю, но под фонограмму…Вот, например, перед экзаменом по литературе одна девушка, награжденная, кстати, различными призами в области тележурналистики, долго восклицала по поводу того, что знать литературу в таком объеме вовсе необязательно, что в работе это никак не пригождается, что отменять свободную тему и писать только по «голой» литературе – бесчеловечно. Для них, уже «сложившихся» мастеров!
В ее словах есть, конечно, рациональное зерно. Однако не надо забывать, куда ты поступаешь. Если тебе нужны только навыки – ты идешь на курсы. Если тебе нужно высшее образование – ты идешь в вуз. Если тебе нужно лучшее высшее образование – ты идешь в МГУ. Согласитесь, лучший вуз страны имеет право на жесткий отбор и на своих тараканов в голове. Одним из оных можно считать и гуманитарнообразованных специалистов на выпуске. «Все полезно, что в мозг полезло» – этот принцип вырабатывался здесь десятилетиями.
Десятилетиями сюда приходят и самые разные абитуриенты: кто-то надеется на удачу, кто-то на себя, кто-то на соседа по парте. Удивительно то, что для списывания возможности были поистине безграничны. Мы сидели за студенческими лавками формата школьной тетради в ширину, плечом к плечу. Только ленивый не посмотрит, какую тему-таки выбрал сосед – только совестливый не проследит, что же у него там прописано дальше.
И еще: десятилетие назад и темы сочинений четко распределялись: первая по первой половине XIX века, вторая – по второй и третья – по XX веку, что значительно облегчало курс подготовки. Выучил, к примеру, литературу XX века – гуляй себе на просторе. Сейчас, чтоб жизнь медом не казалась, темы, авторов и героев смешивают.
В этом году жестким приговором были выставлены следующие темы: «Тема Родины в лирике М.Лермонтова и А.Блока» (вот, пожалуйте!), «Образ Штольца в романе Гончарова «Обломов»» и что-то там про «Белую гвардию».
Кто-то захлопал, кто-то тяжело вздохнул, а кто-то и вовсе заплакал. Что же делать? Что выбирать?
Конечно, образ Штольца – скажете Вы. Однако тут нужно припомнить еще и цитаты о нем и про него. И ничего, что это проза. Вы же в МГУ поступаете! Это Вам ага-га, ого-го и угу-гу! В одном флаконе.
Как я ни силилась – не вспоминалось ни одной. Нет, то есть вспомнились целых две. Но они относились к Обломову и Захару. А я понимала, если буду «растекаться мыслию по древу» – это быстро усекут, а, хуже того, высекут… шпалой в виде единицы. Поэтому поразмыслив, я пришла к выводу, что не знаю-таки про Штольца столько, сколько поместилось бы на четырех страницах А4 мелким почерком. Пришлось вспоминать стихи Лермонтова и Блока. Мысли вроде бы завертелись. В моем мутном сознании стали всплывать строчки из «Бородино», «На поле Куликовом», «Двенадцати» и просто из всех знакомых мне стихотворений. Цитат из лирики нужно было использовать не меньше 7-8. Дышать от этого мне стало особенно тяжело.
Не только мне, как выяснилось. Выяснилось также и то, что поэзия все еще объединяет людей! Не мудрствуя лукаво, юные критики стали втихую, но довольно активно обменивать цитаты из стихотворений Лермонтова на блоковские – и наоборот. Вот где по-прежнему процветает натуральное хозяйство! «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
Что же происходит после сочинения… За него выставляются оценки! Целых две! По русскому и литературе. Пятерки ставят здесь крайне редко, поэтому не смейте огорчаться своим заслуженным 4/4. За сочинение – это оптимальные оценки. На дневное. На вечернее и заочное отделение вполне допустимы тройки. Апелляцию подавать можно, но ее практически никогда не удовлетворяют. Только потратите время. Настраиваться нужно сразу.
Как же дела обстоят с английским? Хотя почему с английским… В принципе, в МГУ можно сдавать любой изучаемый вами язык. Хоть арабский или турецкий – и это будет Вам даже в «плюс». Ведь сравнивать Вас будет решительно не с кем. Я же стану говорить о том, в чем компетентна: великий и могучий английский язык…
Итак, на экзамене Вам выдадут текст уровня upper-intermediate/advanced, к нему пять вопросов. От Вас требуются развернутые, но без лишней «воды» ответы. Потом Вам самим придется составить 5 вопросов разного типа к другому тексту, объема очень небольшого. Задание № 3 требует от Вас написания текста – размышления по выдвинутой проблеме. Объем разглагольствований должен превышать 15 предложений, но не напоминать трактат.
Так как грамотно размышлять и связывать слова в предложения у нас умеет достаточное количество абитуриентов, готовиться надо тщательно. Слова учить, лексические конструкции – чем больше, тем лучше. А вот книжечки 100, 200, и 300 тем для вступительных экзаменов лучше не покупать. По выражению экзаменатора, «их пишет какое-то Чикатило от английского языка». Тему лучше всего писать самому. Не суетиться и не отвлекаться. Это экзамен, на котором больше шансов у аккуратного человека.
Пятерки за иностранный уже не такой феномен, как за сочинение. Поэтому если в Вашей работе все будет написано грамотно и выстроено логично – оценят высшим баллом. А там и долгожданное зачисление! Пафосный вид, взгляд свысока и неизвестно откуда взявшаяся распальцовка Вам обеспечены. Через это проходят почти все. Но бывает, что это всё не проходит… Однако это уже совсем другая история…
Искренне желаю Вам поступать и поступить! Но не забывать, что образованный человек и человек, получивший образование – это не всегда одно и то же…
Автор: Мария Однолетко