Перед уходом я успел выпытать у сотрудницы признаки этого состояния. «Стала раздражительной, не могу сосредоточиться, выполняю работу сугубо по шаблону, — рассказала она мне тогда. — Непонятно откуда в душе постоянная тревога, апатия и беспомощность, ощущение изоляции от окружающего мира. Ничего не радует». Наблюдая за знакомыми и общаясь с ними, я поневоле прикладывал на них этот диагностический шаблон, и мне показалось, что под его описание подпадают почти все. Чтобы узнать, насколько оправданы подозрения, я отправился к психологу. «Статистику этого состояния никто не ведет, но, по моим личным наблюдениям, синдром эмоционального выгорания за последнее время чрезвычайно вырос. Масштаб проблемы позволяет говорить о ней как об индивидуальной болезни, так и о болезни целого общества», — подтвердил подозрения Евгений Воронков, руководитель Центра психиатрии, психотерапии и практической психологии. Специалист рассказал о причинах и признаках этой проблемы и посоветовал, как ее избежать.
В ЧЕМ ПРИЧИНА?Синдром эмоционального выгорания — то состояние душевного и физического истощения, возникающее исключительно на почве работы. Отсюда и его второе название — синдром профессионального выгорания. Корень бед — в избытке общения «чисто по работе» (т.н. коммуникативная перегрузка), эмоционально напряженных условиях труда, например повышенной ответственности, ненормированном рабочем дне, постоянной неопределенности насчет рабочих планов и при этом отсутствии достойного финансового и морального вознаграждения за весь этот «собачий труд». Свою лепту вносят и чисто организационные «профвредности»: скученность коллектива и отсутствие своего угла, а также субъективные факторы, например, такие как отсутствие взаимопонимания со своим руководителем и коллегами.
В результате полного «погружения» в работу совсем не остается времени на себя. И чем меньше человек обращает внимание на свои чувства и переживания, тем больше «кричит» его душа. А чем дольше она «кричит», тем ближе к болезни.
КАК ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ. В своем развитии синдром эмоционального выгорания проходит четыре стадии. Первая — «медовый месяц». Человек очень доволен работой, заданиями, но со временем интерес к этому начинает угасать. Вторая — «недостаток топлива». Возникают усталость, апатия, проблемы со сном, интерес к труду теряется еще больше, человек начинает чаще опаздывать на работу. Третья стадия — переход процесса в хроническую форму. Человек постоянно не успевает выполнить свою работу, раздражен, ощущает себя загнанным в угол. Часто на этой стадии появляются вредные привычки, в худшую сторону меняется характер (возникает хамство, холодность и др.), отношения с людьми становятся шаблонными. Организм начинает испытывать так называемый синдром хронической усталости. Четвертая стадия — кризисная. В этот период у человека появляются серьезные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, язва, астма, дерматиты, в запущенных случаях — рак.
ГРУППА РИСКА
1. Врачи
2. Психологи
3. Педагоги
4. Менеджеры по персоналу
5. Работники силовых ведомств
6. Чиновники
7. Любые профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые пояса
8. Представители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами, например продавцы товаров широкого потребления
КАК НЕ ВЫГОРЕТЬ НА РАБОТЕ
Консультируйтесь с психологом.Перед выбором профессии и места работы консультируйтесь с профпсихологом. Он определит, подходят ли они вам, и предупредит о вероятных сложностях, с которыми вы сможете столкнуться на избранном пути.
Самовыражайтесь. Нет лучшей профилактики синдрома эмоционального выгорания, чем занятия, где вы выражаете свое «я». Люди, работа которых связана с самовыражением (например, артисты), практически не страдают этим расстройством. Если возможности, скажем, попеть или поиграть в шахматы в коллективе нет, то хотя бы чаще делитесь друг с другом свежими и интересными впечатлениями своего досуга, не держите их в себе.
Берите тайм-ауты. Если вы ощущаете информационную перегрузку, уединитесь на 30—40 минут. Только так вы сможете полностью осмыслить полученную информацию. Подойдет укромный уголок или, если его на работе нет, прогулка на свежем воздухе в одиночку.
Создавайте группы по интересам. Один из лучших способов противостояния выгоранию — групповое общение с такими же специалистами, как и вы, но с других мест работы. Группа должна быть не менее пяти человек. В их кругу можно легко выговорить свои профессиональные проблемы, посмеяться над ними, и в конце концов может оказаться, что в сравнении с другими у вас все не так уж плохо. Встречаться достаточно раз в неделю.
Получите дополнительное образование. Если на вашей работе есть возможность пойти на курсы переквалификации, не упускайте ее: когда человек долго, не отвлекаясь, работает на одном месте, то будь он хоть критичным и умным психиатром, уже за 7—8 лет у него самого могут возникнуть проблемы с психикой. Причем чем курсы дольше, тем это лучше для здоровья. Идеально, чтобы дополнительное образование длилось не менее полугода.
Задвигайте стул в конце дня. Будьте профессионалом только на работе — не уносите рабочие переживания домой, чтобы они не «сжигали» ваше драгоценное личное время. Для этого поможет простой ритуал: закончив работу, задвиньте стул в стол, закройте дверь и скажите: «Все, я уже не… врач… педагог» или кто вы там по профессии. И дальше будьте самим собой.
Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Между состоянием тела и разумом существует тесная связь: чем больше вы тренируете свое тело, тем крепче становятся и нервы. То, на что на работе ранимо отреагирует физически слабый человек, для крепкого зачастую лишь послужит поводом для шутки.
В конце концов, смените работу. Если возможности следовать предыдущим советам нет и вы хотите сохранить здоровье, то другого выхода, кроме смены работы, нет.
Если идете на новую работу, продиагностируйте ее. Поинтересуйтесь, характерна ли для нового места работы высокая текучесть кадров. Если да, то задумайтесь, стоит ли туда идти: сильная текучка — первый признак синдрома эмоционального выгорания целой организации. Такая работа может запросто обернуться для вас потерей времени и здоровья. Кроме того, разузнайте об организации рабочего процесса. Отдавайте предпочтение той работе, где можно планировать его по своему усмотрению, например, «три дня работаю — день отдыхаю».
Ну и, конечно, нужно четко представлять свои цели и видеть перспективу их реализации на этой работе.