Чем больше аналитики пугают развитием финансово-экономического кризиса и предсказывают все более ошеломляющие и ужасные последствия, тем больше люди начинают беспокоиться за свои сбережения. Ключевой вопрос: что делать? Куда деть сбережения, чтобы они не пропали, не были смыты кризисной волной в отнюдь не прекрасное далеко? Для россиян эта проблема тем более актуальна, что еще не забыт кризис конца 90-х годов прошлого столетия, когда множество людей потеряло свои накопления – особенно это коснулось пенсионных накоплений, которые буквально в один день превратились попросту в ничто.
Проблема усугубляется еще тем, что от памятного кризиса 90-х можно было спастись, конвертируя родные российские рубли в устойчивую западную валюту (особенно популярны были портреты американских президентов, но и немецкие марки пользовались спросом). Нынешний кризис хуже: он охватывает практически весь мир, и обычной конвертацией от него не спастись. Ведь доллар или евро, или даже английский фунт могут рухнуть так же, как когда-то рухнул российский рубль, похоронив под обломками множество надежд.
Один из популярных ныне советов о том, как сохранить свои накопления от неблагоприятного воздействия кризиса, заключается в том, чтобы покупать недвижимость. Причем, наилучшей представляется недвижимость за рубежом – отечественная котируется не так высоко.
Мотивация подобного совета проста: недвижимость не смывается волнами кризиса, она потому и недвижимость, что стоит на месте, и никуда не денется ни в каком случае. Недвижимость за рубежом популярнее по той причине, что: с одной стороны, речь идет о возможности получения долгосрочной визы, а в некоторых случаях – и вида на жительство, и гражданства во вполне цивилизованной стране, с другой – зачастую недвижимость за рубежом оказывается дешевле родной, российской. Ну и естественно, хорошо там, где нас нет, поэтому зарубежная недвижимость представляется усыпанной алмазами.
Чаще всего рекламируется недвижимость в курортных местах: Болгария, Черногория, Турция, Египет, Италия и т.д. – на морских побережьях. При этом покупателей привлекают возможностью немедленного получения дивидендов на вложенные деньги. Логика понятна: если есть курорт, значит, есть и отдыхающие. А раз есть отдыхающие, значит, есть и те, кто может арендовать дом или апартаменты на время отдыха (принцип, который наглядно демонстрировался в Сочи советских времен).
Вот только нигде на сайтах компаний, специализирующихся на зарубежной недвижимости, нет ни слова о том, что туристический бизнес сейчас находится в полосе жестокого кризиса. Дело в том, что люди перестают ездить на курорты – экономят деньги. Да тут еще и авиабилеты подорожали. Отели, еще недавно полные туристов, стоят полупустые, и загрузка их продолжает снижаться. Семейные гостиницы в Германии, Испании и Италии заявили о сокращении доходов примерно вдвое. Европейцы начинают отказываться даже от внутреннего туризма (это для них примерно то же самое, что у нас – отказаться от поездки к ближайшему озеру летом «для позагорать»).
Зарубежные специалисты туристического бизнеса прогнозируют для туриндустрии серьезные проблемы и тяжелые времена – в связи с кризисом. К примеру, Никос Ангелопулос, председатель Союза греческих туристических организаций, считает, что произойдет спад туристической активности. Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько сообщал, что в ряде туристических компаний идут сокращения, не проходят платежи, а число чартерных рейсов упало примерно на 20%. Предсказывают смерть экзотических, дорогих направлений туризма, а по поводу «дешевых» (Турция, Египет и т.д.) с осторожностью высказывают надежду на то, что у этих направлений есть запас прочности, но скорее всего произойдет отток из пяти-четырехзвездочных отелей в трех-двухзвездочные (при этом количество отдыхающих все равно уменьшится).
Так что насчет дивидендов прямо сейчас и немедленно после приобретения «домика у моря» где-нибудь на побережье Адриатики, возникают вполне закономерные сомнения. Весьма возможно, что такой домик простоит невостребованным все время кризиса – но зато при этом будет «кушать» налоги на землю и недвижимость, а также требовать ухода и эксплуатационных расходов (дом без присмотра, дом, в котором никто не живет, очень быстро начинает приходить в негодность, попросту рассыпается).
И тем не менее зарубежная недвижимость действительно может быть неплохим якорем для сбережений во время кризиса. Вот только не нужно рассчитывать на мгновенное получение прибыли в результате подобной покупки. Да и месторасположение недвижимости следует выбирать весьма вдумчиво.
Даже если речь идет о туристических направлениях, то следует проверить – действительно ли данное место популярно у туристов. Так в Болгарии очень много приезжающих из-за рубежа, но простейшая проверка показывает, что основная масса приезжих – из Турции. То есть, это не туристы, а потенциальные гастарбайтеры, которые попросту экономят деньги на дороге (дешевле лететь до Болгарии, а уж потом добираться дальше по Европе). А вот если предлагаемое местечко популярно у европейцев – тогда да, это действительно туристический рай.
Но быстрее можно будет получить прибыль, если ориентироваться на промышленные центры, в которых не хватает жилья. В этом случае можно получать доход от приобретенной недвижимости, сдавая ее в аренду не как «домик у моря» для туристов, а как обычные жилые апартаменты, то есть – наемное жилье.
Ну а то, что во многих случаях зарубежная недвижимость дешевле, чем недвижимость Москвы или Санкт-Петербурга – это чистая правда. И то, что к ней прилагаются различные бонусы вроде долговременной визы, Шенгенской зоны (если купить недвижимость в государстве, являющемся членом Евросоюза), возможность получения вида на жительство или гражданства – тоже правда. Чтобы не обмануться, чтобы минусы не перевесили плюсы, нужно внимательно рассматривать как те, так и другие.
Автор: София Варган