Основная часть населения в странах СНГ очень любит употреблять термин «пластиковая карточка», но на самом деле иметь в виду банковскую платежную или кредитную карту, что поражает до глубины души, особенно когда так выражаются сотрудники магазинов, которые принимают карты для безналичного расчета. Остальным можно простить, для них изобилие карточных продуктов так велико, что выделять какие-то карты просто некогда.
Итак, важнейшая особенность всех пластиковых карточек независимо от степени их совершенства состоит в том, что на них хранится определённый набор информации, используемый в различных программах. Карточка может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, водительским удостоверением, использоваться для оплаты переговоров и т.д. Но вот в сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.
В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте, что позволяет нам сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важным элементом в банковском деле, а безналичная оплата товаров и услуг во многих странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
Покупатель с бумажником, туго набитым ассигнациями, вызывает удивление. Уже отходит в прошлое и чековая книжка.
Основные виды пластиковых карт:
1) Магнитные: кредитные, платежные (дебетовые) карты, экзекьютивные (исполнительные) карты, чековые гарантийные карты, карты с фиксированной покупательской способностью, телефонные и проч.
2) Электронные: многофункциональные карты – микропроцессорные карты памяти «memory cards», интеллектуальные карты «smart cards»; суперинтеллектуальные карты «supersmart cards»; лазерные карты.
Магнитная банковская карточка появилась более 30 лет назад, первоначально для обслуживания путешествующих бизнесменов.
Микропроцессорная карта была изобретена в середине 70-х годах, но только в конце 80-х появилась реальная возможность практически ее применить. Наибольшее распространение микропроцессорные карты получили во Франции.
В России рынок пластиковых карт стремительно развивается, поскольку кризис 1998 года притормозил процесс развития. В нашей стране банки для развития «карточного бизнеса» отдают предпочтение в основном платёжным банковским карточкам и набирают обороты кредитные карточки.
В чем различие между платежной (дебетовой) карточкой и кредитной карточкой? Дело в том, что пока клиент (или третья сторона) не пополнит специальный карточный счёт данного клиента, который привязан к выпущенной платежной (дебетовой) карточке, рассчитаться за товары и услуги или получить наличные он не сможет.
Другое дело кредитная банковская карточка. Каждому владельцу карточки определяется лимит кредитования по его ссудному счету, который абсолютно независим от обычного счета клиента в банке. Перед тем как выдать кредитную карточку банк определяет сальдо денежных средств на счете клиента и суммы возможных поступлений и списаний со счета. Если финансовое положение клиента удовлетворит банк, то ему выдается карточка и устанавливается лимит кредитования. Счёта ведутся в специальном банковском отделении, осуществляющем организацию расчетов с использованием кредитных карточек.
К операциям, которые можно осуществить при помощи банковских платежных и кредитных карточек, относятся: покупка товаров, оплата услуг, получение наличных денежных средств через банкоматы как внутри страны, так и за рубежом в учреждениях банка.
С точки зрения клиентов привлекательность банковских карточек заключается в следующем.
С одной стороны, снижение риска (можно не носить с собой большие суммы денег), с другой – возможность моментально оплатить покупку.
Не нужно заботиться о конвертировании валюты, это сделает банк.
Строже становятся контроль и планирование бюджета.
При утере карточки достаточно лишь сообщить в банк, чтобы все расчеты по ней были немедленно заблокированы.
На внесенные в банк денежные средства (как правило, на средний остаток выше какой-то оговоренной суммы) можно получать проценты.
Минусы банковских карточек для клиента связаны прежде всего с затратами, которые он вынужден нести.
За удобства, которые дает применение карточек, приходиться платить. Карточки принимают не во всех магазинах и иных организациях торговли и сферы обслуживания.
Банк заинтересован работать с карточками исходя из следующих соображений. Карточки позволяют увеличить объемы привлеченных ресурсов. Имеются в виду те суммы, которые владельцы платежных карточек должны положить на свои спецкарсчета в банке. Также это могут быть страховые депозиты, к которым банки прибегают для обеспечения большей надежности «карточных операций». За все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.
Таким образом, участвуя в инновационном процессе, растет авторитет банка, а также, у нас с вами появляется престижность, которая свидетельствует об умении обращаться с современными техническими средствами, используемыми в финансовой среде.
Подписаться
авторизуйтесь
0 комментариев