Основная функция моторного масла в двигателе — снижение трения между движущимися элементами двигателя. Оно помогает предотвратить износ и продлить срок службы компонентов. Также масло отводит тепло от горячих частей мотора, что снижает риск перегрева. Оно не только уносит тепло к поверхности, но и помогает поддерживать оптимальную рабочую температуру двигателя. В этой статье расскажем, какие бывают виды моторного масла, чем они отличаются и когда пора менять его в двигателе.
Какое бывает моторное масло
Они делятся на несколько основных типов в зависимости от их состава и назначения.
- Минеральные масла получаются из нефти методом переработки на фракции. Обладают хорошими смазывающими свойствами и подходят для менее требовательных двигателей.
- Синтетические – результат химического синтеза. Они обеспечивают лучшую защиту, работают при более широком диапазоне температур и дольше сохраняют свои свойства. Подходят для современных двигателей и экстремальных условий эксплуатации.
- Полусинтетические масла смешаны из минеральных и синтетических компонентов. Это решение для автомобилей средней категории. Такие присадки имеют средние характеристики между минеральными и синтетическими маслами.
- Масла для дизельных двигателей – специально разработанные формулы, учитывающие особенности работы дизелей, включая высокие температуры и давление. Часто содержат добавки для уменьшения образовании сажи и для защиты от коррозии.
Кроме того, присадки отличаются по вязкости:
- Масла с низкой вязкостью обеспечивают лёгкий запуск двигателя в холодную погоду и позволяют улучшить топливную экономичность. Рекомендуются для современных двигателей, особенно работающих в условиях большого мегаполиса. Составы с низкой вязкостью, например масло 5w40, обеспечивают меньшее сопротивление движущимся частям двигателя. Это способствует не только лучшему теплоотведению, но и улучшению работы двигателя в целом. Меньшее трение между деталями позволяет передавать больше крутящего момента на колеса. Это в свою очередь может улучшить динамику разгона и экономичность расхода топлива.
- Присадки с высокой вязкостью используются в более старых или высоконагруженных моторах. Оно обладает устойчивыми характеристиками при различных температурах. Это означает, что при низких температурах оно сохраняет оптимальную текучесть. Такая характеристика позволяет ему быстрее достигать зон трения и обеспечивать защиту деталей. При высоких температурных значениях оно сохраняет свои свойства и достаточную вязкость, тем самым снижает износ и обеспечивает надёжную смазку.
Когда нужно менять моторное масло
Сигналы о том, что требуется замена состава, различаются в зависимости от автомобиля, типа присадки и условий эксплуатации. Вот несколько основных признаков:
- Пробег. Наиболее распространенное правило — менять масло каждые 5-10 тысяч км, в зависимости от рекомендаций производителя вашего автомобиля и типа масла.
- Интервалы замены по времени. Даже если вы не накатали достаточный пробег, рекомендуется менять масло каждые 6–12 месяцев, так как оно может терять свои свойства со временем.
- Цвет и консистенция масла. Проверьте уровень масла и его состояние. Если оно стало тёмным, мутным или имеет шламовые отложения, значит требуется замена. Свежая моторная жидкость обычно имеет золотистый или медный цвет.
- Загрязнения и осадки. Если вы заметили осадки или другие загрязнения в масле, это серьёзный признак, что состав испортился.
- Повышенный расход масла. Если вы заметили, что жидкость быстро уходит, это может указывать на утечку или на то, что она уже не выполняет своих защитных функций.
- Значок предупреждения на приборной панели. Если загорелся индикатор масла, это сигнализирует о проблемах с давлением или уровнем присадки. Вам следует произвести замену.
- Шумы двигателя. Если мотор начинает работать громче, это может быть признаком того, что масло утратило требуемые характеристики.
Всегда следуйте рекомендациям производителя вашего автомобиля и регулярному обслуживанию, чтобы поддерживать двигатель в хорошем состоянии.
Алекс Ш. (ГЛ)