Первый вопрос исследования был о том, какой принцип отношений между государством и его гражданами респондентам ближе. Либо государство должно больше заботиться о людях, либо граждане должны проявить инициативу и сами позаботиться о себе, либо они должны пойти на некоторые жертвы ради блага государства — правда, на какие именно, не уточнялось.
Ответственность на государство переложило большинство респондентов — 72%. Суждение, что граждане должны позаботиться о себе сами, разделили 13% опрошенных, а готовность идти на жертвы высказали 11%.
В прошлом году россиянам гораздо больше не хватало заботы государства. Тогда были зафиксированы рекордные 83% тех, кто перекладывал заботу на власти (среди данных десяти опросов разных лет). В том же 2013 году сами заботиться о себе готовы были только 9% населения, а идти на жертвы — 4%.
Значительный разрыв в цифрах можно увидеть, сравнив их с данными первого такого опроса 1990 года. Тогда с тем, что государство должно больше заботиться о гражданах, соглашалось 57%, а четверть россиян готовы были взять инициативу в свои руки.
На вопрос: «Как вы считаете, сможет или не сможет большинство людей в России прожить без постоянной заботы, опеки со стороны государства?» 19% опрошенных ответили, что сможет, а 74% — что нет. В 1990 году с тем, что россияне не смогут прожить без опеки государства, соглашалось 62% (самый низкий результат из 10 опросов), а в кризисном 2008 году этот показатель был самым высоким — 81%.
На вопрос: «Как вам кажется, в какой мере граждане России сейчас выполняют свои обязанности перед государством (соблюдают законы, платят налоги и т.п.)?» ответили, что выполняют в полной мере или по большей части, 60% опрошенных (15+45). «Равновесной» позиции (насколько выполняют, настолько и не выполняют) придерживается 30% респондентов. А в том, что по большей части или совершенно не выполняют, уверены 8% (7+1). Интересно, что в 1998 году так считали 40% респондентов (31+9).
А вот государство, по мнению респондентов, выполняет свои обязанности перед гражданами России гораздо хуже. С тем, что оно выполняет их в полной мере или по большей части, согласились 30% (4+26). 41%считает, что насколько выполняет, настолько и не выполняет, а вот с тем, что по большей части или совершенно не выполняет, согласилась четверть опрошенных — 25% (19+6). В 1998 году так считали рекордные 70% (45+25).
— Наблюдение за общественным мнением по этим вопросам происходит на протяжении 25 лет. Нынешняя ситуация действительно является необычной, поскольку изменились именно те показатели, которые из года в год имели определенную стабильность. Например, сегодня мы наблюдаем самый низкий с начала нулевых годов показатель требований заботы со стороны государства и самую высокую за четверть века готовность к жертвам ради блага государства, — отмечает заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин.
Эксперт также отметил, что показатель представления о том, что государство исполняет свои обязанности перед гражданами России, а они, в свою очередь, — перед ним, также достигли своего максимума с конца 1990-х. Это представление о единстве власти и народа укладывается в ряд всех прочих полученных социологами «Левады» в последние месяцы данных, которые свидетельствуют о резком изменении общественного сознания в связи с украинским кризисом и той сложной ситуацией, в которой оказалась наша страна.
Также в этом исследовании социологи проанализировали распределение ответов в зависимости от одобрения/неодобрения деятельности Владимира Путина.
— Граждане, которые одобряют деятельность президента страны, в большей степени демонстрируют способность к автономной жизни без поддержки государства, а также готовность к определенным жертвам для достижения государственных целей. И именно они чаще говорят о соблюдении государством и его гражданами правил и обязанностей, которые возложены на них в этих отношениях, — отмечает Алексей Гражданкин.
Что касается россиян, которые не одобряют деятельность президента, они, по словам эксперта, чаще заявляют, что государство не исполняет свои обязательства по отношению к народу. Для них также характерно представление, что и граждане не исполняют обязательства перед государством, то есть не работает вся система этих отношений.
— Увеличение процента людей, которые готовы жертвовать какими-то своими интересами ради государства, в первую очередь я связал бы с политической повесткой, — говорит политолог, президент Фонда развития гражданского общества Константин Костин. — Все-таки в национальном самосознании очень глубоко сидит потребность в справедливости. И если мы правы, а на нас давят, то мы лучше потерпим, но выстоим. Наши сограждане понимают, что привилегия проводить независимую внешнюю политику иногда требует и каких-то обязательств. Недавно мы проводили исследование про национальное самосознание, которое вновь показало, что чувство справедливости всегда входит в первую пятерку ценностей у всех возрастных групп.